“Серебряный век” русской поэзии: представители и художественные достижения

Словосочетание “серебряный век” в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX ст. Название так по аналогии с “золотыми пор”, что возглавляла пушкинский период русской литературы. Словосочетание “серебряный век” сначала употреблялось относительно только поэтического творчества границы столетий. Со временем срок стал использоваться для определения всей художественной, и шире, всей духовной культуры начала XX ст. в России.

В самый раз такое, расширенное понимание понятия

закрепилось в историко-литературной практике, сам термин” серебряные пор” принадлежит известному русскому философу Г. Бердяеву. Позднее, в книге воспоминаний “На Парнасе серебряняго века” (1962) С. Маяковский писал: “Изнеможение духа, стремление к запредельному, пронизывает наши времена”, “серебряным веком” – так называл его Бердяев, в противоположность пушкинского “золотого века”. “Серебряный век” сверкающий красотой и ныне не забыт. Голоса ее выразительно к сим порам звучат, хотя и по-иному, чем звучали, после почти полувековой враждебности в России к тому, что захватывало
нас в предреволюционные года, пусть противоречиво, и часто болезненно.

И эти традиции оплодотворили новую, не духовно рабскую Россию.

Истоки “серебряного века” лежат в философии В. Соловьева, Г. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского. На границе столетий художников не оставляло чувство кризиса, предчувствие потрясений и катаклизмов, разочарование в предыдущих общественных идеалах. Их объединяли не только хронологические границы столетий, но и, прежде всего осознание эпохи как исключительной попытки разработать принципиально новую концепцию личности, которая объединяла в себе “опыт столетий”, “глагол времен”.

Личность, которая деятельно относится к противоречиям и проблемам эпохи.

Основными признаками этих времен есть:

Усиленное внимание к личности, индивидуалистической и “абсолютно свободной”; попытки сформулировать новый идеал жизни и новый идеал мировосприятия; внимание к философии, которая объясняет тайне бытия (О. Блаватская); повышенный мистицизм мышления, чувств; элегантный эротизм поэзии; пренебрежение к благополучию и комфортности личной жизни; абсолютная свобода формы.

К “серебряному веку” относятся такие течения.

Символизм – одна из модернистских течений в русской поэзии границы столетий (1890-1910). Основными принципами символизма есть:

Отношение к искусству как к “постижению мира другими, не умственными путями” (В. Брюсов), возможность увидеть за внешним “мистическую сущность” ( Иванов). Поэзия для символистов есть “тайнописью невысказанного”, выражением “души” поэта. Символ (греч.- условный знак) – поэтический образ, что выражает суть какого-нибудь явления;

В поэзии символизма символ передает индивидуальные, часто мгновенные представления поэта. “Символ – окно в бесконечность” (Ф. Сологуб) “Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемый и безграничный в своем значении”, – считал Вячеслав Иванов. Для символистов характерная передача тончайших нот души и музыки стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств в поэзии.

Элитарность, ориентация на читателя – соавтора, творца. К “старшим” символистам принадлежат Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов. “Младосимволисты”: О. Блок, А. Белый, В. Иванов. Символисты имели издательство “Скорпион”, выпускали альбом “Северные цветы”, журналы “Весы”, “Золотое руно”.

В 1910 году начинается кризис символизма, появляются новые течения.

Акмеизм (греч. акте – высочайшая степень чего-нибудь) – модернистское течение, которое сформировалось как реакция на крайности символизма.

Главным принципом акмеизма есть:

– отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его разнообразии, зримой конкретности, звучности, цветистости; – предметность и четкость образов, отточеностей деталей; – воспоминание с прошлыми литературными эпохами, широкие эстетичные ассоциации, “тоска по мировой культуре” (О. Мандельштам).

В литературную группировку акмеистов “Цех поэтов” входили М. Гумелев, С. Городецкий, М. Кузмин, Г. Иванов, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм (будущее) – авангардистское течение начала XX ст. ( 1910-те года).

Основные признаки футуризма:

– бунтарство, анархичность мировосприятия, выражение массовых расположений духа толпы;

Возражение культурных традиций, попытка создать искусство, направленное в будущее; бунт против обычных норм стихотворного языка, эксперименты в околице ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски “раскрепощенного”, слова, эксперименты относительно создания “заумного” языка.

Кубофутуристы (от “кубизм” – направление в изобразительном искусстве), или “будетляни” (В. Хлебников) Д. Бурлюк, М. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, О. Крученых, В. Маяковский, Е. Гуро.

Эгофутуризм (лат – я) – И. Северянин.

“Новокрестьянская поэзия” 1910-х лет: М. Клюев, С. Есенин.

Поэты, которые не принадлежали ни к каким группировкам: И. Бунин, В. Ходасевич, М. Цветаева, Г. Волошин. Представителями “серебряных пор” также можно назвать в живописи – И. Репина, Г. Врубеля, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, В. Комиссаржевская, Г. Чехова, В. Мейерхольда, К. Станиславского, В. Качалова; музыканта – О. Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского.

Итак, “серебряный век” – уникальное явление русской культуры, ее духовный взлет, духовный прорыв. В символическом смысле ее можно назвать золотыми пор, ведь таким количеством талантов, ярких и непохожих между собой личностей не отличался в России даже пушкинский период.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Серебряный век” русской поэзии: представители и художественные достижения