Героико-романтический жанр новелл «Мать» и «Я (Романтика)»
Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы «Мать» писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя.
Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: «Отец этих боевых ребят умер очень давно — так давно, что и не скажешь…» И сама характеристика образов тоже идет от сказки: «Как помнят старожилы, из отца был обычный себе портной и, можно сказать, чрезвычайный человек». Именно так в народном творчестве подается описание сказочного героя: он обычный, невзрачный,
«Ну, кто бы, скажем, отважился назвать его Тарасом Бульбой? Кто бы рискнул из этого сморчка сделать воина?».
Не удивительно ли звучит его вопрос к женщине: «А не думаешь ли ты, что из меня вышел бы неплохой кошевой атаман?». Не стал он кошевым атаманом, но захотел, чтобы его сыновья стали настоящими рыцарями, как у Гоголя, «За всякую цену хотел портной сделать из своего дорогого сына (как и из второго сына) военного человека, и за всякую цену хотел он видеть своих сыновей на вороных конях». Но, не имея средств, хотя и продал он свое
Дальше события развиваются, как в сказках. Остап сдал экзамены в гимназию. Вскоре портной умер, оставив матери с сыновьями одну бедность: две пары стареньких ножниц и неважную «швейную машину».
Это же меньшему сыну Андрею пришлось бросить обучение и идти на работу. «Таким образом, сама судьба повела двух братьев по разным дорогам, и произошло так, как в сентиментальных народных сказках: один всегда носил чистенький костюмчик и уже с детства должен был стать отрицательным персонажем, а второй и не снимал засаленной рубашки». Одного мать кормила «ароматными сосисками», чтобы баричи не насмехались в гимназии, а второй ел «черный хлеб с маслом». И хотя болело материнское сердце за меньшим — Андреем, но не хотела забирать Остапа из гимназии.
«В таких болях,- подытоживает автор,- шли дни, месяцы и, в конце концов, года. Над городком пролетали весны, перелетные птицы и еще какие-то неизвестные ветра из неизвестных краев…».
Сыновья вырастали и мужали. Остап на материнскую ласку «отвечал еще большей лаской», обещал, когда выучится, «будет кормить свою мамочку красивыми конфетками», что никогда она «не будет так мыкаться». Но, как и в сказках,- другим рос меньший сын: он «не умел ласкаться, и никогда не слышно было от него теплого слова».
Тем не менее, она знала, что из таких молчаливых детей «чаще всего выходят красивые люди». В самом деле, такими были братья в народных сказках, такими были и в реальной жизни. Только в произведении Н. Волнового события совсем иные.
- Героїко-романтичний жанр у новели «Мати» та «Я (Романтика)» Обидва твори — трагедійного звучання. Для новели «Мати» письменник вибирає іншу форму вираження. В ній наявний міфологічний струмінь. Навіть сам початок твору нагадує розлогий зачин народної казки: «Батько цих бойових хлопців помер дуже давно — так давно, що й не скажеш…» І сама характеристика образів теж іде від казки: «Як пам’ятають старожили, з батька був […]...
- «Когда человек может назвать мать свою и по духу родной-это редкое счастье» (По роману М. Горького «Мать») «Она, может, первая, которая пошла за сы-Ном его дорогой, — первая]»А. М, Горький А. М. Горький написал свой замечательный роман «Мать» в 1906 году. Название этой книги имело глубокое символическое значение. Слово «мать» было взято в новом значении: мать — созидательница, творец новой жизни, нового человека. Тема Матери проходит через все творчество Горького. «А ведь […]...
- Михаил Аркадьевич Светлов представитель героико-романтической поэзии М. А. Светлов (1903-1964). Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской «Гренады» (1926). В 1930-е годы был создан другой […]...
- Героическая смерть Остапа. Мужество Тараса. Суровая романтика подвига. Главы X, XI Цель: Показать героизм запорожцев, их стойкость и мужество; раскрыть связь повести с устным народным творчеством; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; работать над развитием связной речи учащихся; воспитывать уважение к славной истории родины и ее героям; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность. Наглядность: Иллюстрации Д. Шмаринова к […]...
- Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, […]...
- Тематика новелл Григора Тютюнника Новелла — любимый жанр писателя Григора Тютюнника. Григор Тютюнник считал, что новелла стоит к поэзии ближе всех. Поэтому большинство его произведений — это небольшие рассказы. В короткой новелле он умел полно раскрыть внутреннее состояние героя. Современное село — глубочайшая боль писателя. Его герои до последних дней ждать освобождения от своего рокового одиночества. Хотя именно это […]...
- Новеллистка Мериме: типология новелл Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически […]...
- Романтика украинских сказок и легенд «Поздравляю публику с истинно веселою книгою» — такими словами А. С. Пушкин встретил «Записки пасечника Рудого Панька», изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно, в них не […]...
- РОМАНТИКА УКРАИНСКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ «Поздравляю публику с истинно веселою книгою», — такими словами А. С. Пушкин встретил «Записки пасечника Рудого Панъ- ка», изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и красотой на- родных преданий. Настоящий герой книги — народ, его характер, отраженный в сказках и легендах. Украинские сказки — страшные и заво- раживающие одновременно, […]...
- Герои одной из новелл книги Д. Боккаччо «Декамерон» Танкред, Гисмонда и Гвискардо — герои одной из новелл книги Д. Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) — 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету — […]...
- Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого «Послание». Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России […]...
- Появление героико-революционных драм в 30-е годы В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить «Гибель эскадры» (1933) Александра Корнейчука и «Интервенцию» (1932) Льва Славина. «Гибель эскадры» по тональности, типу обобщения и трагическому финалу близка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. В основу пьесы легли подлинные события 1918 г. Во имя победы революции партия принимает решение потопить Черноморский флот, чтобы он […]...
- Новелла Н. Волнового «Я (Романтика)» Новелла «Я (Романтика)» имеет лирическое начало. Именно из него возникает зримый, реальный образ Матери: «Из далекого тумана, из тихих озер загорной коммуны шелестит шелест: то идет Мария». Выныривает тот образ как воспоминание, как мечтание у утомленного в жестоких битвах ее сына, приходит к нему, когда он имеет минутку для передышки. И среди ассоциативных химерических сплетений […]...
- Романтика и героика в пьесах Шона Кейси Романтика и героика непрерывно переплетаются с изображением обыденного, будничного. В том и другом пласте постоянно возникают обрывки ирландских песен, поговорок, народных шуток. Те же художественные средства, в основе которых всегда лежит обыгрывание контрастов, применяются драматургом и в третьем произведении — «Плуг и звезды». Пьеса посвящена изображению вошедшего в историю Пасхального восстания 1916 года в Дублине, […]...
- «Тарас Бульба» — героико-романтическая повесть В повести «Тарас Бульба» Гоголь обратился к эпохе героической борьбы украинского народа за национальное освобождение, к событиям XVI-XVII вв. Но «Тарас Бульба» — не историческое произведение. Гоголя не интересует бытовая и социальная достоверность. Главная цель его — прославление патриотизма, стремления к национальной независимости, воспевание ратных подвигов во имя свободы. Запорожская Сечь предстает как товарищество равных, […]...
- Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина? В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, «эзопов язык». Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о пороках современной жизни. Так, в сказках Щедрина, как и в русских народных, часто действуют животные. Однако под этими масками легко узнать людей с их недостатками […]...
- Сочинение на тему: РОЛАНД — ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА «Песнь о Роланде» — древнейший памятник французского народного эпоса. Ученым не удалось точно определить время создания поэмы, однако есть предположение, что сначала это было устное сказание, переходившее с изменениями и дополнениями от одного рассказчика-певца к другому. Доподлинно известно, что «Песнь о Роланде» была широко распространена в XI веке: ее распевали в войсках Вильгельма Завоевателя перед […]...
- Триста новелл ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Франко Саккетти (franco sacchetti) ок. 1330-1400 Триста новелл (11 Trecentonovelle ) (1390-е) В предисловии к своей книге автор признается, что написал ее, следуя «примеру превосходного флорентийского поэта, мессера Джованни Боккаччо». «Я, флорентиец Франко Саккетги, человек невежественный и грубый, задался мыслью написать предлагаемую вам книгу, собрав в ней рассказы о всех тех необыкновенных случаях, […]...
- Метаморфозы. По мотивам новелл Капля. Я проснулась от какого-то странного ощущения. Мне казалось, что я уже не человек, а что-то очень малое за размерами, невесомое. Вокруг было слышать непонятные звуки, которые шли от каких-то малых существ, которых было несчетно много. Через миг я — Капля — вместе с другими кружу в огромной туче, которая очень медленно и почтенно заслоняла […]...
- Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского Цель: учить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста; оказывать содействие формированию толерантного отношения к окружающим и собственной этической жизненной позиции. Оборудование: портрет А. Пушкина. Тип урока: углубленное изучение художественного произведения. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и в Татьяну (и, наверное, […]...
- РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не удовлетворяющей запросы творца, противопоставляются картины жизни желаемой, созданной мечтой, полетом фантазии, возвышенной над действительностью. Еще В. Белинский указывал на существование двух способов […]...
- Романтический мир раннего Блока Александра Блока называют последним великим поэтом старой, дореволюционной России. С его смертью (в 1921 году) закончилась целая полоса русской поэзии, ее «серебряный век», который сегодня часто называют «блоковским». Как истинный Художник, Блок чутко воспринимал изменения в обществе и отражал их в своем творчестве. Поэт-лирик, лично далекий от суровой прозы жизни, он «зрением и слухом» улавливал […]...
- Анализ новелл «Конармия» Бабеля И. Э Бабель приехал в Первую Конную как корреспондент газеты «Красный кавалерист» под псевдонимом Кирилл Васильевич Лютов. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий. На ходу, в лесу, в отбитом у неприятеля городе Бабель вел и свой личный дневник. Где-то с обозом двигались рукописи — многие из них, как и предчувствовал […]...
- Авторский сборник новелл Майринка («Голем») Своеобразность его искусства непосредственно связана с поэтикой позднего немецкого романтизма, в частности с творчеством Л. А. Арнима, Э. Т. А. Гофмана, а также с «поэзией ужасов» Е. По и Ш. Бодлера. Прозаик культивировал искусство «странной истории» с призраками и ужасами. В нем проговаривало чувство отчаяния бедного интеллигента, честной, отданной своему ремеслу маленького человека, дух и […]...
- «Триста новелл» Саккетти в кратком содержании В предисловии к своей книге автор признается, что написал ее, следуя «примеру превосходного флорентийского поэта, мессера Джованни Боккаччо». «Я, флорентиец Франко Саккетги, человек невежественный и грубый, задался мыслью написать предлагаемую вам книгу, собрав в ней рассказы о всех тех необыкновенных случаях, которые, будь то в старину или ныне, имели место, а также о некоторых таких, […]...
- Романтический мир Тома Сойера и его друзей В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведении вена — «Приключения Тома Сойера». «Приключения Тома Сойера» справедливо считаются одной из лучших детских книг в мировой литературе, но ее с не меньшим интересом читают и взрослые. Написанная с замечательным художественным мастерством, книга поражает проникновением в сокровенные тайны детской психологии, искрится неподдельным юмором, […]...
- Сочинение на тему: Романтический миф в новелле «Дары волхвов» О. Генри — один из самых популярных американских новеллистов начала XX века. Писатель-юморист и творец поэтичного мировосприятия, чуткий и ироничный, он был чрезвычайно внимательным к приметам реальной жизни Америки своего времени и создал собственный романтический миф о «маленьком американце». О. Генри — добрый талант, который в своих коротких динамичных новеллах дарит людям веру в любовь, […]...
- РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА 1 вариант Н. С. Гумилев — поэт яркой творческой индивидуальности, один из последних романтиков в трезвом и прагматичном XX веке. Его стихи всегда привлекали остротой чувств и глубиной мысли, стремлением заглянуть за грань обыденности, резким неприятием серости быта и жаждой постичь тайны бытия. Уже в самых ранних стихах Н. […]...
- Краткие пересказы новелл Кабаята Ясунари Первым значительным произведением Кабаята Ясунари, который привлек внимание критики и читателей, была новелла «Танцовщица с Идзу» (» Идзу-Но одорико», 1925), экранизированная 1935 г. кинорежиссером Госьо. Переживание влюбленного юноши стали темой лирической новеллы К. Я. Писатель психологически тонко раскрывает хрупкую красоту этого поэтического чувства. Постоянным источником творческого вдохновения Кабаята Ясунари, за его собственным признанием, служила «Повесть […]...
- Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Рассказ » Старуха Изергиль » относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя. Ларра — воплощенная бездуховность. […]...
- Декамерон характеристика образов Рассказчиков и рассказчиц новелл Рассказчики и рассказчицы новелл — трое молодых людей (Памфило, Филострато, Дионео) и семь дам (Пампинея, Фьям-метта, Филомена, Эмилия, Лауретта, Нейфила, Элисса), которые, встретившись во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, решают удалиться из охваченной чумой Флоренции (время действия — 1348 г., печально прославленный страшным чумным поветрием) в загородное поместье. Встреча происходит во вторник, в среду они […]...
- Что такое РОМАНТИКА РОМАНТИКА — вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоциональное стремление к нему. В отличие от героического романтика — это область мечты, не переходящей в действие. Романтический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, «южные» поэмы Пушкина, «Мцыри» и «Демон» Лермонтова, «Соловьиный сад» Блока, […]...
- В. Жуковский и К. Рылеев — два романтика В. Жуковский и К. Рылеев писали свои романы в стихах. Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки. Средства эмоциональной выразительности в поэзии первого русского романтика: лейтмотивность, система курсивов, эмоциональный синтаксис. Рылеев, хотя и «воспитывался» на творчестве Жуковского, все же хотел пробудить у дворянской молодежи гражданские чувства, воспитывать […]...
- К. Рылеев и В. Жуковский — два романтика К. Рылеев и В. Жуковский писали свои романы в стихах. Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко. Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки. Средства эмоциональной выразительности в поэзии первого русского романтика: лейтмотивность, система курсивов, эмоциональный синтаксис. Рылеев, хотя и «воспитывался» на творчестве Жуковского, все же хотел пробудить у дворянской молодежи гражданские чувства, воспитывать […]...
- История возникновения новелл (*Общие критические статьи) В новеллах В. И. Панаева «Отеческое наказание», А. П. Степанова «Прихоть», А. А. Шаховского «Нечаянная свадьба» нет ни подлинных, ни мнимых мертвецов, ни плутов-подьячих, ни экзотики неведомых стран или времен. Действие здесь погружено в атмосферу светской повседневности. Но выясняется, что и в повседневной жизни может таиться не меньше захватывающих неожиданностей. В хозяйском кабинете помещичьей усадьбы, […]...
- Гражданская романтика Огарева Единственным представителем этого литературного течения, чья творческая активность усилилась, был Огарев. В марте 1856 г. ему удалось выехать за границу, он поселился в Лондоне и вновь стал соратником Герцена в политической борьбе и пропагандистской деятельности. Но немало сил в этот новый период своей Жизни Огарев уделял и художественному творчеству, продолжая писать лирические стихотворения и поэмы. […]...
- Микола Хвильовий Я(Романтика) МИКОЛА ХВИЛЬОВИЙ (1893-1933) Я тика) «ЦВІТОВІ ЯБЛУНІ» «З далекого туману, з тихих озер загірної комуни шелестить шелест: то йде Марія. Я виходжу на безгранні поля, проходжу перевали і там, де жевріють кургани, похиляюсь на самотню пустельну скелю. …Я одкидаю вії і згадую… воістину моя мати — втілений прообраз тієї надзвичайної Марії, що стоїть на гранях […]...
- Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина — это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались как жанр, хронологически завершивший сатирическое творчество писателя. Фольклорные заставки, а также использование множества пословиц и поговорок — усилили сказочность сатирических миниатюр Салтыкова-Щедрина. В своих сказках […]...
- Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике П. Тычины П. Г. Тычина — один из тех украинских писателей, чье поэтическое слово очаровывает душу, возвеличивает помыслы, дает наслаждение. Если верить в то, что поэт начинается с источника, то первый сборник поэта «Солнечные кларнеты» является весенним наводнением. Если верить в то, что поэт рождается один раз, то Павел Тычина известил о своем рождении снова же таки […]...
- История возникновения новелл западноевропейских и русских (*Общие критические статьи) «Случившееся неслыханное происшествие» именно так определил сущность новеллы Иоганн Вольфганг Гете. Новелла — явление более западноевропейской, нежели русской литературной традиции. Она и родилась в Италии в эпоху Ренессанса (по-итальянски novella означала «новость», «известие»). В русской же литературе с давних пор существовало свое обозначение средней и малой повествовательной формы — повесть. Позже появился рассказ. За разными […]...