Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе
Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого “Послание”. Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей.
В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России во время правления Ивана IV, но продолжал дискуссию с царем уже в письмах, в
Позднее эпистолярный жанр широко стал использоваться в литературе 19 века. Авторы прибегали к этому жанру для более глубокой психологической характеристики героев, для рассмотрения персонажей в их динамике мышления. К этому жанру неоднократно возвращается А. С. Пушкин (“Роман в письмах”, “Капитанская дочка”), И. С. Тургенев (“Фауст”), М. Ю. Лермонтов (“Герой нашего времени”), Ф. М. Достоевский (“Бедные люди”), Герцен
Однако этот термин позже стал носить более широкое значение. Авторы создавали произведения не только в виде писем кому-нибудь или переписки между героями, но и в виде дневниковых записей (“Герой нашего времени” Лермонтова, “Кто виноват” Герцена).
В романе “Капитанская дочка” Пушкин прибегает к формам письма для создания образа и для лучшего восприятия читателем героев произведения. Таким образом, персонажи становились более осязаемыми. В данном случае письма не составляют композиционной основы всего произведения, а выступают как вкрапления в роман.
У писателя в письмах рисуются психологические портреты не только тех людей, которые пишут письма, но и тех, кто их читает. Так, получив послание отца, который пишет о Машеньке и болезни матери, Петр погружается в размышления: “Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым; но всего более огорчило меня известие о болезни матери”. Письмо отца, обращенное к Савельичу, имело иной характер.
Тон барина был хозяйским, он бранится на старого слугу: “Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса!”
Лермонтов в романе “Герой нашего времени” прибегает к дневниковым записям в главе “Журнал Печорина”, в которой выясняется, что главный герой вел записи, в которых описывал все свои жизненные наблюдения. Главы “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” написаны самим Печориным. Лермонтов прибегает к хронологической непоследовательности и журнальным записям для того, чтобы читатель мог воспринимать главного героя с разных сторон.
Поскольку мнение одного человека субъективно, следовательно, рассказчик (Максим Максимыч) говорит о Печорине на основе собственных ощущений, и не всегда эти ощущения могут быть верными. А вот записи самого героя раскрывают его намного полнее, поскольку человек не будет лицемерить перед самим собой, и чаще всего именно собственные высказывания намного вернее и ближе к истине.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпистолярный жанр занимает огромное место в истории русской литературы. Авторы создают таких героев, которые очень сложны в нравственном, психологическом и эмоциональном плане, и эпистолярный жанр является чуть ли не единственным средством для лучшего понимания произведения.