Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского
Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев.
Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения. Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат. Это своеобразная стенограмма психологических состояний лирического
Художник трактует свое психологическое состояние: “Я устал, меня утомили люди… Пооткрывайте окна! Проветрите дом! Выбросите вместе с мусором и тех, которые мусорят.
Пусть им идут в дом чистота и покой”.
Автор не конкретизирует ни социального положения своего героя, ни его профессии. Человек сбежал от человека, сделал себе передышку для утомленной души. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит больше никаких “людей”, толпы, шума.
Вспомогательными
Пейзаж в новелле тоже как бы оживает. Он отражает сложный внутренний мир героя, изменение его настроений, мыслей, чувств.
Именно в пейзаже, по словам И. Франко, “больше живой крови и нервов самого автора. Природа – не статическая, а динамическая – вся в движении и изменениях настроения”. Какими прекрасными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее волшебный мир!
Вспомним некоторые из них, например: “кипят… серебряноволосые овса”, “пленит голубыми реками лен”, “белая пена гречихи, душистая, легкая, словно сбитая крыльями пчел”. Эта неземная красота, освещенная солнцем, создает позитивное настроение, затрагивает в душе самые сокровенные струны и они звучат, как “поющая арфа”, и одновременно возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: “Душа готова, струны тугие, настроены, она уже играет…”.
Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей. Свое место в этой борьбе патриот видит в первых рядах: “Говори, говори.
Растопи гневом небесный купол…, чтобы были молния и гром. Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги в небе “. М. Коцюбинский проявляет солидарность со своим лирическим героем, он уверен – нужно быть на переднем крае борьбы народа, за правду и справедливость.
- Дружба Максима Горького и Михаила Коцюбинского Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он провел на вилле Горького и написал там новеллы “Лист”, “Подарунок на іменини”, “Коні не винні”. Позже Максим Горький, вспоминая о своей первой встрече с украинским […]...
- Тематика новелл Григора Тютюнника Новелла – любимый жанр писателя Григора Тютюнника. Григор Тютюнник считал, что новелла стоит к поэзии ближе всех. Поэтому большинство его произведений – это небольшие рассказы. В короткой новелле он умел полно раскрыть внутреннее состояние героя. Современное село – глубочайшая боль писателя. Его герои до последних дней ждать освобождения от своего рокового одиночества. Хотя именно это […]...
- Цена жизни: произведение по рассказу М. М. Коцюбинского “Дорогой ценой” Писатель Родился в г. Винница. В 1880 году закончил Шаргородское духовное училище. В 1891 году сдает экзамен на звание народного учителя (был вынужден содержать семью: мать, сестер). Работал в филлоксерной правительственной комиссии, был заведующим отделом в газете “Волынь”, делопроизводителем, а потом статистом в Черниговской земской управе. Автор многих рассказов, новелл, повестей, самые известные из которых: […]...
- “Тени забытых предков” Михаила Коцюбинского (этюд) Может, дело в том, что весь мир “Теней…” – это сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная? Но Коцюбинский не может окончательно превратиться в ребенка или доброго деда-рассказчика; пересчитав нявок, чугайстров, аридников, щезников и русалок, будто действующих лиц, все равно отмечает: “весь мир только был как сказка”… А дальше рисует. Внимательный очевидец рисует, наслаждаясь натуральностью […]...
- Детские рассказы Михаилы Коцюбинского Михаил Михайлович Коцюбинский внес весомый вклад в казну детской литературы. Его произведения начинают изучать в 4 кл. В разделе “Давно то делалось” детей знакомят с первым его рассказом “Харитя”. Оно начинается простым рисунком, которым изображен дом бедной крестьянской семьи, в которую пришло несчастье: умер отец и тяжело заболела мать, а все заботы легли на плечи […]...
- Эскизное психологическое описание в рассказе “Чумак” Эскизное психологическое описание “Чумак” имеет в основе песню “Ой, в поле курно и дымно”, песенный мотив – страдание парня, любимую которого насильственно выдали замуж за богатого вписан в нечетко структурированную композицию: сказочное начало – отец умер, как сыновья распорядились наследством, новеллистичность вытекает из лаконизма сюжетного построения. Младший брат главного героя неслучайно избран пересказчиком, он был […]...
- Осмысление философских категорий Коцюбинского Произведение “Тени забытых предков” не зря называют настоящим сокровищем украинской литературы. Оно такое многогранное, что познавать его можно бесконечно. Читателя поражает богатство тем и широта взглядов на то, что мы называем вечными ценностями. Тема любви в повести связана с осмыслением философских категорий жизни и смерти. Зарождение жизни, появление на свет – великое таинство и большая […]...
- Фольклорные источники повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков” Где можно встретиться со сказкой, где можно услышать “вечный шум реки”, увидеть “длинные плакучие травы”? Кажется, только в Карпатах и еще в повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”. Живут там люди, щедрые душой, песенные люди, которые называются гуцулами. Именно о них, увлеченных своими обычаями, бытом, поверьями, пишет М. Коцюбинский, открывая в свое время для Украины […]...
- История возникновения новелл (*Общие критические статьи) В новеллах В. И. Панаева “Отеческое наказание”, А. П. Степанова “Прихоть”, А. А. Шаховского “Нечаянная свадьба” нет ни подлинных, ни мнимых мертвецов, ни плутов-подьячих, ни экзотики неведомых стран или времен. Действие здесь погружено в атмосферу светской повседневности. Но выясняется, что и в повседневной жизни может таиться не меньше захватывающих неожиданностей. В хозяйском кабинете помещичьей усадьбы, […]...
- Психологическое эссе Джеймса Джойса “Джакомо Джойс”, его автобиографический характер Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству. Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы. Тип урока: формирование умений и навыков. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом […]...
- Анализ повести Коцюбинского “Тени забытых предков” Повесть “Тени забытых предков” была создана Г. Коцюбинским в 1911 году на основе впечатлений от жизни карпатских гуцулов, их обычаев и обрядов, оригинальности мышления и мировосприятия. Их жизнь проходит посреди первозданной красоты природы – зеленые горы, бурные реки, пышные пастбища, на которых они пасут отары овец. Писателя поразило то, что гуцулы даже в ХХ веке […]...
- Образ Ивана Котигорошка из повести Коцюбинского “Дорогой ценой” Из теории литературы мы хорошо знаем, что в каждом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Наверное, так же, как и в жизни. Но “второстепенность” персонажа чаще всего не делает его образ менее интересным читателю. Именно таким есть герой повести Г. Коцюбинского Иван Котигорошко. Он действует на протяжении всего произведения рядом с главными персонажами Остапом и […]...
- Воля к жизни на примере рассказа М. Коцюбинского “Дорогой ценой” Дорогой ценой приобретали волю, многое пришлось им пережить, пройти через множество испытаний. Были и отчаяние, была и смерть. Когда я читаю рассказ М. Коцюбинского “Дорогой ценой”, то мне кажется, что это я убегаю вместе с ними от крепостничества, что я тоже ощущаю голод, боль, страдание, что это я вместе с ними стараюсь выжить и победить. […]...
- История возникновения новелл западноевропейских и русских (*Общие критические статьи) “Случившееся неслыханное происшествие” именно так определил сущность новеллы Иоганн Вольфганг Гете. Новелла – явление более западноевропейской, нежели русской литературной традиции. Она и родилась в Италии в эпоху Ренессанса (по-итальянски novella означала “новость”, “известие”). В русской же литературе с давних пор существовало свое обозначение средней и малой повествовательной формы – повесть. Позже появился рассказ. За разными […]...
- Герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” Танкред, Гисмонда и Гвискардо – герои одной из новелл книги Д. Боккаччо “Декамерон” (1350-1353) – 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету – […]...
- Декамерон характеристика образов Рассказчиков и рассказчиц новелл Рассказчики и рассказчицы новелл – трое молодых людей (Памфило, Филострато, Дионео) и семь дам (Пампинея, Фьям-метта, Филомена, Эмилия, Лауретта, Нейфила, Элисса), которые, встретившись во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, решают удалиться из охваченной чумой Флоренции (время действия – 1348 г., печально прославленный страшным чумным поветрием) в загородное поместье. Встреча происходит во вторник, в среду они […]...
- Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)” Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- “Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века” Жизнь и судьба русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, которую критики называют поэтом, трудны и трагичны. Она родилась в Одессе, детство и юность ее прошли в Царском Селе. О нем она с любовью писала: По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив. О, пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив. Стихи Анна Ахматова начала писать рано, […]...
- Сочинение по новелле “Intermezzo” Новелла “Intermezzo” написана в 1908 году после событий 1905-1907 годов, пережитых автором. Она содержит отголоски этих событий, интерпретированных М. Коцюбинским через переживания лирического героя, которого большинство критиков отождествляют с самим автором. Это дает нам право утверждать, что в новелле раскрывается не только тема служения интеллигенции народу, но и идея служения художника обществу. Отчасти лирический герой […]...
- Новеллистка Мериме: типология новелл Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателей старшего поколения, предпочитающие проверенные временем каноны классицизма. Для Мериме форма новеллы была нова. Но он хотел через единичное событие раскрыть характер иных народов и эпох. События всегда ведут к романтизму. Реалистическая черта их связана с освоением характера исторически […]...
- План сочинения – Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе Островского “Гроза”) Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в […]...
- Метаморфозы. По мотивам новелл Капля. Я проснулась от какого-то странного ощущения. Мне казалось, что я уже не человек, а что-то очень малое за размерами, невесомое. Вокруг было слышать непонятные звуки, которые шли от каких-то малых существ, которых было несчетно много. Через миг я – Капля – вместе с другими кружу в огромной туче, которая очень медленно и почтенно заслоняла […]...
- Психологическое исследование – Гринев и Пугачев В 1830-е годы Пушкин обогатил реализм новым фундаментальным открытием – диалектической взаимосвязью обстоятельств и человека: среда, утверждал он, не всемогуща, человек может противостоять ей. Иначе он станет жертвой обстоятельств, покорно и смиренно принимающей все удары судьбы. Это открытие подтверждал опыт истории: между угнетенными и угнетателями существуют антагонистические отношения, тяжесть порабощения неминуемо рождает бунт и протест. […]...
- Краткие пересказы новелл Кабаята Ясунари Первым значительным произведением Кабаята Ясунари, который привлек внимание критики и читателей, была новелла “Танцовщица с Идзу” (” Идзу-Но одорико”, 1925), экранизированная 1935 г. кинорежиссером Госьо. Переживание влюбленного юноши стали темой лирической новеллы К. Я. Писатель психологически тонко раскрывает хрупкую красоту этого поэтического чувства. Постоянным источником творческого вдохновения Кабаята Ясунари, за его собственным признанием, служила “Повесть […]...
- Анализ новелл “Конармия” Бабеля И. Э Бабель приехал в Первую Конную как корреспондент газеты “Красный кавалерист” под псевдонимом Кирилл Васильевич Лютов. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий. На ходу, в лесу, в отбитом у неприятеля городе Бабель вел и свой личный дневник. Где-то с обозом двигались рукописи – многие из них, как и предчувствовал […]...
- Мастерство Бунина в рассказе “Темные аллеи” Писательская индивидуальность В. Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное “чувство смерти”, постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: “Книга моей жизни” (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: “Постоянное сознание […]...
- “Ахматова принесла в русскую лирику огромную сложность и психологическое богатство русского романа ХIХ века” Анна Ахматова очень быстро стала знаменитой после того, как в 1912 году вышла первая ее книга – “Вечер”. И хотя у нее не было “таланта счастливости”, она пошла навстречу своей судьбе – признанию и восхищению, забвению и злобе, бездомности и скитальчеству. За десять лет после выхода “Вечера” Ахматова выпустила еще 4 книги стихотворений. Популярность поэтессы, […]...
- Триста новелл ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Франко Саккетти (franco sacchetti) ок. 1330-1400 Триста новелл (11 Trecentonovelle ) (1390-е) В предисловии к своей книге автор признается, что написал ее, следуя “примеру превосходного флорентийского поэта, мессера Джованни Боккаччо”. “Я, флорентиец Франко Саккетги, человек невежественный и грубый, задался мыслью написать предлагаемую вам книгу, собрав в ней рассказы о всех тех необыкновенных случаях, […]...
- Авторский сборник новелл Майринка (“Голем”) Своеобразность его искусства непосредственно связана с поэтикой позднего немецкого романтизма, в частности с творчеством Л. А. Арнима, Э. Т. А. Гофмана, а также с “поэзией ужасов” Е. По и Ш. Бодлера. Прозаик культивировал искусство “странной истории” с призраками и ужасами. В нем проговаривало чувство отчаяния бедного интеллигента, честной, отданной своему ремеслу маленького человека, дух и […]...
- “Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века” (О. Э. Мандельштам) Анна Андреевна Ахматова известна и любима, прежде всего, как лирический поэт, равный среди равных в ряду блистательных талантов Серебряного века. В большей и лучшей части своего творчества Ахматова шла от жизни и к жизни, к ее истинной сути. Творчество поэтессы неоднородно. Особое место в ее лирике занимает тема любви. Любовь Ахматовой необыкновенна, сколько в ней […]...
- Мастерство автора комедии “Горе от ума” В “Горе от ума” ярко появились важнейшие особенности реалистического искусства: реализм не только освобождает индивидуальность автора от мертвящих правил, канонов и условностей, но и опирается на опыт других художественных систем. “Кроме “Горя от ума” и “Ревизора”, мы, пожалуй, не сможем назвать ни одной пьесы, которой принадлежала бы столь значительная роль в формировании мастерства русских актеров… […]...
- “Триста новелл” Саккетти в кратком содержании В предисловии к своей книге автор признается, что написал ее, следуя “примеру превосходного флорентийского поэта, мессера Джованни Боккаччо”. “Я, флорентиец Франко Саккетги, человек невежественный и грубый, задался мыслью написать предлагаемую вам книгу, собрав в ней рассказы о всех тех необыкновенных случаях, которые, будь то в старину или ныне, имели место, а также о некоторых таких, […]...
- Мастерство воплощения мимолетных настроений и переживаний в поэзии А. А. Фета А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной силой, яркостью и сочностью красок. Ему присуща уникальная способность поразительно точно передавать каждую деталь, мельчайшую подробность. При этом поэт не углубляется в смысл происходящего, но интонацией, звуком вызывает невероятно сильное впечатление. Своеобразие поэтического стиля Фета […]...
- Художественное мастерство Тургенева в романе “Отцы и дети” В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего […]...
- Мастерство романиста. Нравственные уроки (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского) “Преступление и наказание” – первый из серии знаменитых романов Достоевского, благодаря которым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной литературы. На первый взгляд может показаться, что сюжет “Преступления и наказания” укладывается в стандартную схему так называемого “уголовного романа” с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь. Но в уголовных романах сюжет обычно строится […]...
- Художественное мастерство древнерусской литературы Несмотря на обширную литературу, посвященную древнерусскому искусству, его методология изучена мало, а художественные принципы остаются почти не исследованными. Больше повезло технике живописи, о которой существует ряд специальных работ. Между тем из письменных источников можно извлечь весьма интересный материал, касающийся художественной структуры живописного произведения. Одним из таких источников является “Учение книжного письма” из сборника В. Ржановского, […]...
- Мастерство актеров мюзикла “Notre Dam de Paris” Тот факт, что мюзикл был хорошо принят, объясняется тем, что его сюжет очень близок народу, несмотря на то, что прошло уже несколько веков после написания самой книги. В нем есть все, что нужно народу – кровь, любовь и риторика. Идея создания мюзикла пришла в голову уроженцу французской Канады, автору текстов к французской рок-опере “Starmania” – […]...
- Мастерство изображения мира человеческих чувств в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с […]...
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе. Лермонтов считает, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа”. Вот эту сложную задачу поставил перед собой М. Ю. Лермонтов в романе “Герой нашего времени”, так как его герой сложный, противоречивый. А чтобы глубже и всесторонне […]...
- Художественное мастерство Батюшкова Лирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных “чувств”, рационализированных, условных “страстей”. В. Г. Белинский заметил: “Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно” (VII, 235). Это был перелом, […]...