Появление героико-революционных драм в 30-е годы
В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить «Гибель эскадры» (1933) Александра Корнейчука и «Интервенцию» (1932) Льва Славина. «Гибель эскадры» по тональности, типу обобщения и трагическому финалу близка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского.
В основу пьесы легли подлинные события 1918 г. Во имя победы революции партия принимает решение потопить Черноморский флот, чтобы он не достался ни немцам, ни украинской Раде. Приказ о потоплении эскадры казался невероятным. В этой сложнейшей
Трагичен финал пьесы: гибнет Оксана, Гайдай сам топит корабли. Но, как и в «Оптимистической трагедии», безысходность положения снимается конечной победой революции. «Гибель эскадры» — произведение социалистического реализма, построенное по законам романтической драмы. В пьесе до предела заострен конфликт, каждая сцена — поединок воль и страстей, когда эмоции накалены до высочайшего градуса. Порой максимализация проявлений духовно-нравственной жизни героев кажется чрезмерной. (И все-таки не выходит за границы возможного,
В иной манере, публицистической и одновременно психологически-бытовой, написана пьеса Л. Славина «Интервенция». События, изображенные в ней, разворачиваются в Одессе, когда на помощь контрреволюции приходят интервенты. Идея и пафос пьесы — в интернациональной солидарности, в том, чтобы не допустить удушения русской революции руками французских солдат, в большинстве своем бывших рабочих. В пьесе много действующих лиц: подпольщики-революционеры, ставящие целью распропагандировать французский батальон; солдаты-французы; беспринципные анархисты, снабжающие оружием тех, кто хорошо платит; и, наконец, представители наживающейся на войне буржуазии.
Пьесу отличают динамизм сюжета, сдержанная психологическая характеристика основных персонажей.
Литература (и драматургия в особенности) еще далеко не исчерпала разработку темы гражданской войны, как вновь потянуло гарью и порохом в предвестии новых военных испытаний. Остро чувствуя нарастание тревожной обстановки в Европе, будучи свидетелями боев на дальневосточной границе, активизации фашизма в Германии, начала гражданской войны в Испании, писатели выступают с предупреждением о грозной опасности.
Разработка темы мобилизационной готовности и возможной войны представляла для писателей немалые трудности. От них требовались достаточная военная эрудиция, умение сочетать агитационно-пропагандистский запал с мастерством индивидуальной разработки характеров.
- Краткий пересказ и изложение драм Клейста В «Семействе Шроффенштейн» — первой драме Клейста, увидевшей свет, — писатель вслед за Шиллером, но на свой лад варьирует тему «Ромео и Джульетты» Шекспира. Две родственные дворянские семьи договорились когда-то, что если мужская ветвь одной из них прервется, то ее земли перейдут к другой. Из этого родилась взаимная подозрительность, переросшая в ненависть, а та вызвала […]...
- Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие», в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию народом, поэт не смог принять «хищного лица зверя», жаждущего крови. В 1907-1916 годах был создан цикл стихов «Семья», где осмысливаются пути развития России. Образ отчизны возникает то привлекательно-сказочным, наполненным волшебной силой, то […]...
- Тридцатые годы как продолжение и одновременно противоположность 20-х гг Тридцатые годы как продолжение и одновременно противоположность 20-х гг. — острейшее противоречие этой эпохи. He всегда осознанное, оно проявилось нагляднейшим образом в духовно-нравственном климате 30-х гг., в возвращении страны к национальным устоям, в новом понимании смысла государства, ранее обязанного «отмирать», семьи, призванной ранее смениться «общежитьем», наконец, исторического прошлого. В литературном процессе это противоречие проявилось в […]...
- Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне») В пьесе «На дне» Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился «благородный» старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]...
- Михаил Аркадьевич Светлов представитель героико-романтической поэзии М. А. Светлов (1903-1964). Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской «Гренады» (1926). В 1930-е годы был создан другой […]...
- История создания драм «Гроза» и «Бесприданница» < p>Александр Николаевич Островский (1823 — 1886) вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра. Он родился в Замоскворечье — старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, там же прожил большую часть своей жизни. Его родители происходили из духовного сословия: мать умерла рано, и мачеха дала Островскому прекрасное домашнее образование. После окончания […]...
- Герой лермонтовских драм В драме «Люди и страсти» Лермонтов яркими красками нарисовал быт крепостной усадьбы, в которой властвует крепостница Марфа Ивановна Громова. Она посылает «в плети на конюшню» поваренка Ваську, разбившего хрустальную кружку, «девок по щекам так и лупит». Герой лермонтовских драм переживает и личную драму, связанную так или иначе с социальными противоречиями: измена и предательство со стороны […]...
- Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Многие герои пьесы М. Горького «На дне» — Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ — стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона — это прошлое богатство, о […]...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». 3. «На краю обрыва в будущее» (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 4. Когда за окнами — другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
- СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ (по пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных») СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ (по пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных») В основе пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», как и романа «Белая гвардия», лежат события, связанные с последствиями Брестского договора, в соответствии с которым Украина была признана независимым государством, была создана «Украинская держава» во главе с гетманом Скоропадским и «за границу» бросились беженцы со […]...
- Образ революционера в отечественной литературе (Исследование революционных преобразований Петра Великого: революция сверху) Русская литература знает немало образов революционеров — от декабристов до большевиков. Но над всеми этими образами возвышается фигура первого российского императора Петра Великого, прозванного Преобразователем. Еще у современников было смешанное отношение к Петру. Одни называли его «земным богом», другие видели в нем «антихриста», «людомора», «басурмана». Почему и за что одни прославляли русского царя, а другие […]...
- СБОРНИК «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛЮБОВНЫХ ДРАМ СБОРНИК «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЛЮБОВНЫХ ДРАМ Цикл «Темные аллеи» — последнее создание И. А. Бунина-прозаика, завершившее его долгий и трудный творческий путь. Это произведение написано в 40-е годы XX века в разгромленной Франции ведущим полуголодное существование семидесятилетним стариком. И между тем «Темные аллеи» — книга о любви. Большинство рассказов цикла заканчиваются печально. И. А. […]...
- 20-30-е годы русской литературы. Творчество И. Бабеля «Россия, — проговорил он под столом и забился, — Россия…» И. Бабель В 20-30-е годы Исаак Эммануилович Бабель по праву считался одним из ведущих писателей России. О его прозе были написаны десятки статей. Самые ранние рассказы Бабеля одобрил и помог опубликовать сам М. Горький. Это было в 1916 году, но потом наступила долгая пауза. В […]...
- Появление Луки в ночлежке Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому что она устремлена к самым существенным для человека […]...
- Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни. Многие герои пьесы М. Горького «На дне» — Актер, Пепел, Настя, Наташа, […]...
- Темы сочинений по пьесе М. Горького «На дне» < p>1. Система персонажей пьесы М. Горького «На дне». 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне». 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне».) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне». 5. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […]...
- Героико-романтический жанр новелл «Мать» и «Я (Романтика)» Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы «Мать» писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: «Отец этих боевых ребят умер очень давно — так давно, что и не скажешь…» И сама характеристика образов тоже идет от сказки: «Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- Союз пролетарско-революционных писателей Германии Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес. Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов — важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими […]...
- Появление Луки в ночлежке ¦ (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне») Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека […]...
- Поэзия Испании в годы национально-революционной войны Наиболее интенсивно в годы войны развивалась поэзия. Для первого этапа войны весьма характерно возрождение романсовой поэзии. К этой традиции обратились как поэты-профессионалы, так и тысячи безвестных поэтов из народа. Уже в конце 1936 г. появляются первые сборники новой романсовой поэзии. Весной 1937 г. Р. Альберти издает антологию «Романсеро гражданской войны» (Romancero de la guerra civil), […]...
- Детские и отроческие годы М Ю. Лермонтова. 1814-1828 годы В ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал — майора Ф. Н. Толя напротив Красных ворот в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, родился сын Миша. Через несколько месяцев Лермонтовы вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой переехали в Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. В Тарханах […]...
- 20.2.2. Советское искусство в годы Великой Отечественной войны Советское искусство в годы Великой Отечественной войны Основные черты — мощный духовный подъем, господство темы патриотизма (с чем было связано обращение творческой интеллигенции к победным вехам в истории России, к воспеванию подвига советского народа), временное сокращение государственного контроля за искусством. Культура была ориентирована на помощь фронту и бойцам Красной Армии и на спасение богатств советской […]...
- Судьба России в 30е годы Судьба России в 30-е годы В период 30 х годов, России жилось очень сложно, трудно. В 30е годы началась коллективизация, т. е. политика преобразований сельского хозяйства на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства. Это время стало самым сложным и драматичным периодом в судьбе русского крестьянства, оценить и осмыслить который до сих пор непросто не […]...
- «Тарас Бульба» — героико-романтическая повесть В повести «Тарас Бульба» Гоголь обратился к эпохе героической борьбы украинского народа за национальное освобождение, к событиям XVI-XVII вв. Но «Тарас Бульба» — не историческое произведение. Гоголя не интересует бытовая и социальная достоверность. Главная цель его — прославление патриотизма, стремления к национальной независимости, воспевание ратных подвигов во имя свободы. Запорожская Сечь предстает как товарищество равных, […]...
- Сочинение на тему: РОЛАНД — ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА «Песнь о Роланде» — древнейший памятник французского народного эпоса. Ученым не удалось точно определить время создания поэмы, однако есть предположение, что сначала это было устное сказание, переходившее с изменениями и дополнениями от одного рассказчика-певца к другому. Доподлинно известно, что «Песнь о Роланде» была широко распространена в XI веке: ее распевали в войсках Вильгельма Завоевателя перед […]...
- Литература Испании в годы национально-революционной войны 1936 г. не только означала поражение реакционных сил, управлявших до этого страной, но и открывала перед испанским народом широкие перспективы демократического развития. Однако левореспубликанское правительство действовало нерешительно, не сумело подорвать социальную, экономическую, политическую и военную базу реакции. Это позволило реакционным силам перейти в наступление. В ночь на 18 июля 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский […]...
- Последние годы жизни Горького М. Ю В мае 1928 года писатель вернулся в СССР. Против своей воли он вынужден был поселиться в особняке, принадлежавшем до революции купцу и промышленнику С. П. Рябушинскому (Малая Никитская, д. 6; теперь там находится Музей А. М. Горького). Вся жизнь писателя, встречи, переписка контролировались теперь органами ОГПУ. Фрагмент «Московского дневника» Ромена Роллана, друга писателя, искренне за […]...
- Эпоха царствования Александра II и появление «Новых людей», описанных в романе Н. Г. Чернышевского В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел на […]...
- Неприступная стена и появление коня Слейпнира Возникновение мира, природы, людей Мастер предлагает возвести стену. Как только Тор отбывал на восток сражаться с великанами, у асов что-нибудь да случалось. И повелось такое с самого начала, когда боги только-только обустроились в Митгарде и возвели Вальгаллу. Пришел к ним в те времена некий мастер-великан и вызвался построить за два лета и одну зиму стену, […]...
- Урок на тему: Появление Ильи Муромца в белокаменных палатах князя Владимира Последний, третий урок строим уже на другой основе. Вместо составления «картинного» плана, обращаемся к выразительному чтению, поставив перед учащимися задачу определить, какие отношения возникли между великим киевским князем и Ильей Муромцем — крестьянским сыном, богатырем святорусским. Надо так прочитать их беседу, чтобы слушатели уловили, что таится за речами. Опираясь на проделанную дома работу, пятиклассники читают […]...
- Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?» В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел на […]...
- Почему в годы войны дети рано взрослели? Война — самое страшное событие в жизни каждого человека. А если ты прошел по суровым военным дорогам ребенком? Испытал, что такое бомбежка, смерть близких, голод. Это не просто испытание, это проверка силы духа, жизнестойкости. Не случайно детей войны называют взрослыми с детскими глазами. О детской военной судьбе писали многие советские писатели и поэты. Лирический герой […]...
- Героизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны В этом году весь мир будет праздновать Великую победу — 70-летие окончания «священной войны». Миллионы людей выйдут на площади и улицы с цветами в руках. Букеты будут подарены живым участникам тех битв и положены на могилы мертвых. Весь мир склонит головы перед героизмом советского солдата-победителя. О том, что великая победа досталась миру из рук советского […]...
- Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны? Не важно, о какой войне идет речь: Великой Отечественной, Первой Мировой или Второй Мировой, все они объединены одним печальным фактом: несение огромных человеческих потерь. Люди, сражаясь за победу, стремились будущее собственных детей сделать светлым и мирным. Нам не известны фамилии погибших, то, как складывались их судьбы, и места их захоронений. Скольким убитым в боях воинам […]...
- В. В. Маяковский в годы Первой мировой войны Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война вызвала у Маяковского патриотический подъем, он собирался идти на войну добровольцем. Его не взяли, так как он считался неблагонадежным. Однако вскоре он понял, что война — «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы». В стихах о войне Маяковский резко выражал боль за человека, который стал невольной жертвой судьбы […]...
- Последние годы жизни Л. Н. Андреева С началом Первой мировой войны Андреев стал уделять больше внимания публицистике. Он не разделял позицию тех, кто считал, что поражение в войне необходимо для революции — его публикации патриотичны. Писателю казалось, что «…разгром Германии будет разгромом всеевропейской реакции и началом целого цикла европейских революций». «Отсюда, — писал он, — и я, автор «Красного смеха» (как-никак!), […]...
- Сочинение на тему: Своеобразие сатиры В. В. Маяковского Мещанин и мещанство в советских одеждах — постоянная тема сатиры и сарказма Маяковского. Он сражался с мещанством до последнего часа, этой теме посвящено множество стихов, пьесы «Клоп» и «Баня». Он видел в мещанине злейшего врага революции, ее «троянского коня». Под мещанством порой понимают чисто внешние проявления — чистенький быт, вещизм, сентиментальность, житейское безвкусие. Но все […]...
- По тексту Орлова Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно (ЕГЭ по русскому) Учитель — великое слово и великий человек. С самого детства мы чему-то учимся, а главное — кто-то нас учит. Учитель способен полностью изменить чью-то жизнь. Как же учитель влияет на человека? Данную проблему поднимает автор в предложенном для анализа тексте. Заслуженный деятель искусств Д. К. Орлов рассуждает над высоким значением учителя в жизни человека. Автор […]...
- Александр Сергеевич Грибоедов: студенческие годы В студенческие годы началось и увлечение Александра Сергеевича театром и литературой. В пансионе и университете издавался рукописный журнал, существовали литературные кружки, устраивались любительские спектакли, в которых принимал участие и Грибоедов. По свидетельству Бегичева, «на 15-м году жизни Грибоедова обозначилось уже, что решительное его призвание — поэзия». В университете нередко читал он товарищам свои стихи, главным […]...
- Сочинение на тему: 30-40-е годы в жизни Бунина 30-40-е годы — трудные в жизни И.А. Бунина. С одной стороны, в 1933 г. Шведская Академия присуждает Бунину Нобелевскую премию по литературе. При вручении награды было отмечено, что Бунин досконально исследовал душу ушедшей России, продолжил славные традиции великой русской литературы. Но 30-40-годы — это зарождение фашизма и начало войны, что для Бунина, как и для […]...