Романтика украинских сказок и легенд
“Поздравляю публику с истинно веселою книгою” – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги – народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах.
Украинские сказки – страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но в конце концов приходит воздаяние за все поступки – дурные и хорошие.
“Майская
Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка “не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ”.
Русалка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красавицу Галю, но хитрый отец парубка сам имеет
Просьба оказывается легко выполнимой: понаблюдав, как русалки играют “в коршуна”, Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, “внутри у нее что-то чернеется”. Благодарная панночка помогает Левку соединить свою жизнь с любимой девушкой.
История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны.
Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.
- РОМАНТИКА УКРАИНСКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ “Поздравляю публику с истинно веселою книгою”, – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панъ- ка”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и красотой на- родных преданий. Настоящий герой книги – народ, его характер, отраженный в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные и заво- раживающие одновременно, […]...
- Сочинение по книге “Вечера на хуторе близ Диканьки” “Поздравляю публику с истинно веселой книгой” – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским юмором, необыкновенной: поэтичностью и красотой народных преданий. Нынешний герой книги – народ, его характер, который проявляется в сказках и легендах. Украинские сказки – страшные и завораживающие одновременно, в них не […]...
- Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” Николай Васильевич Гоголь очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда говорили. Один из однокашников Гоголя А. С. Данилевский так рассказывал о школьных годах будущего писателя: “В школе Гоголь мало выдавался, разве под конец, когда он был нашим редактором лицейского […]...
- Родственность украинских сказок со сказками народов мира Цель: показать ученикам родственность украинских сказок со сказками народов мира, а именно: с русской народной сказкой “Василиса Премудрая” и арабской народной сказкой о Синдбаде-Мореплавателе; раскрыть стремление всех народов мира к победе добра на злом, о воплощении мудрости, сообразительности человека; развивать творческие способности учеников, их фантазию; умение высказывать собственные соображения о содержании сказок, воспитывать уважение к […]...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина (Сравнительный анализ) В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например “Жили-были…”. Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и […]...
- История создания сказок Салтыкова-Щедрина История создания. “Сказки”; явились итогом сорокалетней творческой деятельности писателя. Лишь три сказки были созданы в 1869 году, большинство же (всего у Щедрина 32 сказки) написаны с 1882 по 1886 годы. Писатель хотел издать их в виде сборников – брошюр ценой по 3 копейки, чтобы каждый мог их купить. Ведь сказки были написаны для народа, для […]...
- Сочинение на тему: “В мире сказок”, “Волшебный мир сказок” < p>Мир сказок, волшебных историй, чудесных событий окружал меня с раннего детства. Сказки читала мне бабушка, надев очки. Потом, когда я подрос и научился читать, я читал сказки ей вслух, а она вязала под мое “сопровождение” теплые носки. Нашими любимыми книжками были “Снежная королева”, “Иван-царевич и серый волк”, “Котигорошек” и сказка “Ох”. < p>Помню, что […]...
- Сочинение на тему скига русских сказок Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного характера. Сказкой называли все, что имело ориентацию на вымысел, отсюда и многозначность этого термина. Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в устном […]...
- Симиренко род украинских патриотов Кто из нас не лакомился вкусными, сочными нежно-зелеными, – с желтинкой, яблоками, сохраняющими вкус весны и которые называются Ренет Симиренко. Но не все знают, что это яблоко было “репрессированным”. Его переименовали в “зеленку Вуда” и вытеснили из Украины, чтобы не напоминало украинцам своего автора – известного ученого Льва Симиренко и весь славный своими делами род […]...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму […]...
- Героико-романтический жанр новелл “Мать” и “Я (Романтика)” Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы “Мать” писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: “Отец этих боевых ребят умер очень давно – так давно, что и не скажешь…” И сама характеристика образов тоже идет от сказки: “Как помнят старожилы, из отца был обычный […]...
- Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени. К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 […]...
- Волшебство сказок План 1. Волшебный мир сказок. 2. Прелесть русских народных сказок. 3. Удивительная книга о Карлсоне. 4. Встреча со сказкой продолжается. Сказка – ложь, да в ней намек… Русская народная поговорка “Всем хорошим во мне я обязан книгам”, – писал А. М. Горький. С самого детства жизнь человека неразрывно связана с книгой. Величайшем счастьем для ребенка […]...
- В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина? Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и переживает глубже, чем обыкновенный человек. Выступая своеобразным эмоциональным “индикатором”, он интуитивно оценивает не только реальность, но и прогнозирует будущее. Писатель-сатирик же, каковым является Салтыков-Щедрин, – […]...
- Тематическое и идейное разнообразие сказок Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их назвал. Наверное, нет ни одной темной стороны российской действительности того времени, которая не была бы каким-нибудь прямым или косвенным образом затронута в его великолепных сказках […]...
- Своеобразие “украинских” повестей Гоголя Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской литературы. Вместе с тем, создавая свои первые сборники, он обратился к глубинным истокам украинской культуры – фольклору, образцам старинной и новой […]...
- Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие. Три сказки – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик” и “пропала совесть” – были написаны 1869 г. 29 написаны им в […]...
- Идейно-тематическое содержание сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру на правительственные круги и господствующее сословие. Во вторую группу входят сказки, сатирически рисующие либералов – […]...
- Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-Щедрина (урок-конференция) Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и […]...
- Художественные особенности сказок Щедрина Художественные особенности. Прежде всего они связаны с традициями русского фольклора в области формы и стиля. Помимо традиционных масок животных, их иерархии и принципов раскрытия (орел – царь, заяц – трус и т. д.), следует сказать о народносказочной лексике и речевых оборотах (жили-были, по щучьему велению), принципе троекратия. Но в отличие от народных сказок, Щедрин широко […]...
- Собиратель и издатель русских народных сказок Афанасьев (Детские народные сказки) Главный собиратель и издатель русских народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Он окончил Московский университет, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества. Обращение же к народным сказкам в годы, когда так остро стоял вопрос об освобождении народа, […]...
- Основная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки – итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык – аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это […]...
- Краткое содержание Майская ночь, или Утопленница в сокращении (Гоголь Н. В.) Как-то необычайно ясным вечером, в то время, как парубки, окруженные девушками, песни задушевные поют, одному казаку на месте не сиделось. Сын сельского головы, которого Левко зовут, у одной из хат вызывает красавицу Ганну. Боится выходить стыдливая Ганна – зависти других девушек опасается, дерзости местных парубков да гнева материнского. Никак Левко не может порадовать свою суженую. […]...
- Краткое содержание “Майской ночи” Гоголя Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского головы, подойдя к одной из хат, песнею вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и еще чего-то неясного. Нечем Левке утешить красавицу: отец […]...
- Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (сказка “Дикий помещик”) Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и […]...
- Смысл сказок фольклор (Детские народные сказки) Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны чудес, в особенности – волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая – самобранка: в один миг соберет обед, только пожелай! В глухую полночь на калиновом мосту бьется со змеем о двенадцати головах Иван – крестьянский сын и широкими потоками течет ганая змеиная кровь. Разматывается клубок, катится […]...
- Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают особое место в русской литературе. Хотя их тематика схожа с тематикой произведений многих писателей, все же “Сказки” неповторимы благодаря своему художественному своеобразию и манере изложения. Щедрин использовал жанр сказки, чтобы избежать нападок цензуры, а также чтобы читателю легче было понять абсурдность ситуаций, изображенных в произведении. Иносказательная манера повествования дает большие […]...
- Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. “Сказки” Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы […]...
- Гражданская романтика Огарева Единственным представителем этого литературного течения, чья творческая активность усилилась, был Огарев. В марте 1856 г. ему удалось выехать за границу, он поселился в Лондоне и вновь стал соратником Герцена в политической борьбе и пропагандистской деятельности. Но немало сил в этот новый период своей Жизни Огарев уделял и художественному творчеству, продолжая писать лирические стихотворения и поэмы. […]...
- Сатирическая направленность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Общеизвестен особый характер таланта М. Е. Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя – сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех – сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. Осмеять что-либо означает уже подняться над этим. В своих сказках Салтыков-Щедрин не отступает от природы своего дарования: […]...
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПАФОС СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПАФОС СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и типы предшествующих сатир нашли свое оригинальное идейно-образное решение и воплощение в сказочных персонажах и сюжетах и получили новую и в высшей степени популярную художественную жизнь. […]...
- В мире сказок В давность составлялись и были отточенные устными традициями легенды, песни, потешные малые жанры и сказки. С появлением письменности их только литературно перерабатывали. Сказки создавались не только ради развлечения слушателей, а и с целью их воспитания. В сказках рассказчики излагали опыт народа, свои наблюдения и представления о миру и месте человека в нем, учили добром побеждать […]...
- Конспект урока для 1 класса “Путешествие в страну сказок” Колесникова Инна Николаевна, Воспитатель детского сада второй категории МБДОУ комбинированного вида №5 “Дельфин” Красноярский край город Шарыпово Конспект урока для 1 класса “Путешествие в страну сказок” Программное содержание: Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Воспитывать у […]...
- Сочинение на тему: “Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина” Сказки Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина были созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и представляют собой отдельный пласт его творчества, определенным итогом литературной деятельности Салтыкова. Сказки Салтыкова Щедрина называют художественным синтезом всего творчество писателя. Это не случайно – велика их идейная значимость, многообразны художественные типы, воссозданные в сказках, разнообразны художественные приемы. Только в сказках писатель мог […]...
- Конкурс “По дорогам сказок” 5-й класс Конкурс проводится после изучения раздела “Сказки” и может быть вынесен на внеурочное время, а может представлять из себя итоговый урок темы. Цель работы заключается не только в проверке знаний, но и в повышении интереса к книге, и в развитии речевых и актерских данных, наконец, в формировании традиции, о чем речь пойдет ниже. В […]...
- Рефкрат по литературе. Герои русских народных сказок Русская сказка – это уникальное явление, в нем сплелись и былины и предания древних времен. И это фантазия и вымысел и даже библейские мотивы можно угадать в некоторых сюжетах. Подойдем чуть поближе к сказочным героям и посмотрим на них с необычной стороны. Чаще всего, персонажи изначально угнетаемы, несчастны, поэтому ищут для себя другой, счастливой жизни, […]...
- Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками “для детей изрядного возраста”. На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений: 1. “Сказки” – это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех […]...
- Виды сказок Существует два вида сказок: авторские и народные. Само название говорит о себе. К авторским сказкам относятся произведения, написанные одним конкретным человеком. Как правило, он является создателем и родителем, чье имя афишируется в книге. Народные сказки передаются из поколения в поколения, из уст в уста. Одного конкретного писателя нет, каждый добавляет свое. В итоге с каждым […]...
- Музыкальная романтика прозы К. Паустовского Проза К. Паустовского в полной мере обладает тем редкостным свойством, какое присуще лишь самой жизни, – она бесконечно разнообразна в своих смысловых, красочных, музыкальных, порой едва уловимых подробностях, неизменно свежа, так что при любом повторном чтении всегда кажется чуточку незнакомой. Это, наверное, и придает каждой встрече с ней легкий привкус неразгаданной прелести. Ее можно перечитывать […]...
- История возникновения русских народных сказок (Детские народные сказки) Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это – сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего – добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об […]...