Фабула, сюжет и композиция произведения

Художественное произведение представляет собой сложное целое, во внутренней организации, в соотношении отдельных элементов которого существует строгая закономерность. Произведения различаются не только по жанрово-родовым признакам, но и по сюжету и композиции. Фабула – это система основных событий, фактов, которые изображаются в произведении.

Однако само по себе событие или факт, почерпнутый из окружающей жизни, еще не составляет художественного произведения. Фабула в результате творческой деятельности писателя реализуется в сюжете.

Так, в основу романа Горького “Мать” легли реальные события революционной борьбы сормовских рабочих.

Прототипами Павла Власова и Пелагеи Ниловны послужили участники сормовских событий – Петр Заломов и его мать. Но роман “Мать” не является научно-документальным исследованием, в котором с хроникальной точностью воспроизводятся исторические факты.

Горький изобразил в романс в обобщенно-художественной форме процесс пробуждения политического самосознания рабочего класса в период революции 1905 – 1907 гг. Богатое содержание романа, в котором раскрываются судьбы и характеры многочисленных

персонажей, противоречия и социальные конфликты, составляет основу его сюжета. Фабулу романа “Мать” можно довольно кратко пересказать, а для передачи сюжета необходимо рассказать весь роман.

Сюжет в произведении словесного искусства всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимал под сюжетом “связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера, типа. Сюжет изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров.’ Отсюда можно сделать вывод о том, что сюжет, во-первых, имеет-глубокий социально-исторический смысл: он обусловлен конкретными явлениями жизни (например, в романе “Мать” революционными событиями 1905 г.) и должен соответствовать им.

Во-вторых, в сюжете все должно быть мотивировано изображаемыми характерами, т. е. подчинено наиболее глубокому раскрытию становления этих характеров. Так, в романе “Мать” Горький сосредоточивает внимание в основном на “истории роста” Пелагеи Ниловны и Павла как сознательных революционных борцов.

Следовательно, сюжет – это “вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд “историй характеров”. Сюжетность является специфическим свойством литературы. В эпических и драматических произведениях сюжет обычно фабульный (событийный). В лирике, как правило, событийного сюжета нет; сюжет в ней выступает в своеобразной форме – как движение чувств, переживаний и мыслей человека (например, “Я вас любил…” Пушкина, “И скучно и грустно…” Лермонтова, “О, весна без конца и без краю…” Блока, “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Есенина).

Иногда и в лирическом произведении отчетливо проявляется фабула, придающая ему повествовательное звучание (“Зимний вечер” Пушкина, “Три пальмы” и “Дары Терека” Лермонтова, “Размышления у парадного подъезда” Некрасова, “Стихи о советском паспорте” Маяковского). В свою очередь, некоторые “бессобытийные” эпические произведения, посвященные изображению природы (“Лес и степь” Тургенева), душевных движений, переживаний и чувств человека в их лишь внутреннем соотнесении с внешним миром (“Певцы” Тургенева, “Палата №6” Чехова, “Судьба человека” Шолохова), пронизаны глубоким лиризмом. Художественная цельность таких произведений определяется единством душевного состояния героев. В “Певцах”, например, важен не сам факт состязания Якова-Турка и рядчика, а реакция слушающих.

Даже в фабульных произведениях существенны не события как таковые, а внутренняя связь между ними, т. е. движение событий, в процессе которого выявляются противоречия во взаимоотношениях людей.

Столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе сюжета, составляет к о н ф л и к т произведения. Собственно, сюжетное движение и есть движение конфликта. Основные моменты в развитии и разрешении конфликта определяют построение сюжета.

К основным элементам сюжета относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и разницей. Экспозиция – это обычно вводная часть произведения, в которой изображаются обстановка и условия, определившие возникновение конфликта.

Исходным моментом в развитии действия произведения является завязка. Завязка представляет собой начало движения сюжета: она изображает возникшее противоречие, определяет характер и направление движения действия. Завязка романа “Мать” – приобщение Павла к революционной деятельности – диктует дальнейший ход событий романа.

Встав на пуп, политической борьбы за права рабочих, Павел неизбежно идет к столкновению с существующим государственным строем. История формирования характеров Павла и Ниловны как революционных борцов раскрывается в процессе развития действия романа.

Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия, открытого столкновения противоборствующих сил. В романе “Мать” – что первомайская демонстрация, доказавшая плодотворность революционной работы Павла: от стихийного протеста – к сознательной борьбе, от единичного выступления и маленького кружка – к массовой революционной организации рабочих и крестьян. Первомайская демонстрация – перелом и в жизни Ниловны.

Результат развития изображаемого конфликта, его разрешение представляет собой развязку. Роман “Мать” завершается арестом Павла и Ниловны. Но в финале романа Горький утверждает мысль о том, что поражение революционеров – временное, что их великое дело в будущем восторжествует.

Иногда для большей полноты выражения основной идеи произведения и своей оценки изображаемого писатель прибегает к эпилогу. Эпилог (от греч – послесловие) определяет направление дальнейшего развития событий и судеб героев, давая возможность сделать окончательные выводы из показанного в произведении конфликта. Например, в эпилоге романа “Что делать?” Чернышевский переносит своих героев в будущее, когда революция уже совершилась; в результате ответ на вопрос заглавия приобрел исчерпывающий характер.

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Однако композицию нельзя рассматривать лишь как структуру произведения, как последовательность глав, сцен и т. д. В силу того что основным средством художественного изображения жизни является образ, композиция подчиняется наиболее полному раскрытию и яркой обрисовке образов, выведенных в произведении. В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами. При анализе художественного произведения следует исходить из диалектического взаимодействия системы образов и композиции, из их единства.

Принципы группировки образов и средства их раскрытия – это и есть композиционные принципы. Композицию художественного произведения определяет, следовательно, не только соразмерность его частей и целого, но и способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия. Иначе говоря, композиция – это внутренняя организация, целостная система определенных форм (или способов) художественного изображения.

Основными способами изображения являются повествование, описание (портрет персонажа, окружающая его обстановка – интерьер, пейзаж), характеристика (непосредственная авторская характеристика, характеристика “со стороны” – другими персонажами, самохарактеристика – исповедь, дневник, письмо), собственно-прямая речь персонажа (диалог, монолог, внутренний монолог), авторское рассуждение, лирические отступления, вставные эпизоды, обрамление и т. д.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фабула, сюжет и композиция произведения