Сюжет и композиция романа “Евгений Онегин” Пушкина А. С



Тема романа “Евгений Онегин” (1831) – изображение русской жизни первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал это произведение “энциклопедией русской жизни” (В. Г. Белинский “Сочинения А. Пушкина”, статья 9), потому что Пушкин в своем романе “умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества” (там же).

Идея “Евгения Онегина” – оценить распространенный в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти

достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются “лишними” в обществе.
Сюжет романа строится на истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Следовательно, завязкой сюжета будет их первая встреча в доме Лариных, куда Онегин попадает случайно: он захотел посмотреть на Ольгу, “предмет любви” Ленского. Причем сама сцена первой встречи главных героев в романе не описывается: о ней, возвращаясь из гостей домой, рассуждают Онегин
и Ленский.

Из их разговора понятно впечатление, которое Татьяна произвела на заглавного героя. Из двух сестер он выделил именно Татьяну, отметив необычность ее внешнего облика и заурядность Ольги:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
Кругла, красна лицом она… (3, V)
Татьяна же с первого взгляда влюбилась в Онегина, в чем призналась в своем письме:
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он! (3, XXXI)
Первая встреча Онегина и Татьяны происходит в третьей главе. Значит, первые две главы романа являются экспозицией сюжета, где автор подробно рассказывает о двух главных героях: об их родителях, родственниках, воспитателях, их любимых занятиях, характерах, привычках. Кульминацией сюжета является объяснение Онегина и Татьяны в саду, когда герой равнодушно отказывается от любви необыкновенной девушки, а Татьяна теряет все надежды на счастье. Позже, приобретя богатый опыт в “вихре” светской жизни, героиня поняла, что Евгений обошелся с ней благородно, и оценила этот поступок:
Но вас
Я не виню; в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (8, ХLIII)
Второй кульминацией становится объяснение главных героев в Петербурге через несколько лет после первого. Теперь Татьяна, блестящая светская дама, продолжая любить Онегина, отказывается ответить на его пламенную страсть и скандальное предложение, и теперь Онегин, в свою очередь, теряет надежду на счастье.
Помимо главной сюжетной линии – истории любви Онегина и Татьяны – Пушкин разворачивает побочную сюжетную линию – историю дружбы Онегина и Ленского. Здесь присутствует завязка: два молодых образованных дворянина, оказавшись в деревенской глуши, быстро знакомятся, так как Ленский
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. (2, XIII)
Сюжетная схема истории дружбы может быть выстроена так: кульминация – поведение Онегина на именинах Татьяны (его кокетство с Ольгой), развязка – дуэль приятелей и смерть Ленского. Последнее событие является одновременно кульминацией, так как заставило Онегина, кажется первый раз в жизни, “содрогнуться” (6, XXXV).
В романе присутствует еще одна побочная сюжетная линия – история любви Ленского и Ольги. В ней автор опускает завязку, лишь упоминает вскользь, что нежное чувство родилось в сердцах молодых людей уже давно:
Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав… (2, XXXI)
Кульминацией в этой истории любви является бал на именинах Татьяны, когда характер Ольги раскрывается вполне: тщеславная, самолюбивая и пустая кокетка, она не понимает, что своим поведением оскорбляет жениха. Смерть Ленского развязывает не только сюжетную линию дружбы, но и историю его короткой любви.
Из всего сказанного выше понятно, что и главная, и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто, однако сама композиция романа чрезвычайно сложна.

Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них – довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. Зачем Пушкин так подробно описывает становление характеров главных героев – Онегина и Татьяны?

Можно предположить, для того чтобы поступки обоих героев были понятны читателям, чтобы наиболее полно выразить идею романа – изображение умного, но бесполезного человека, впустую проживающего свою жизнь.
Вторая особенность – основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остается на месте, потрясенный ее словами. А дальше
…шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался… (8, ХLVIII)
Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застает Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернется сюжет дальше? Пушкин не объясняет ничего, а заявляет:
И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда. (8, ХLVIII)

За такой финал современники часто упрекали автора и считали недостатком отсутствие определенной развязки. На эту критику Пушкин ответил в шутливом отрывке “В мои осенние досуги…” (1835):
Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча прерывать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить…
Из приведенных строк следует, что решение прервать роман было у Пушкина вполне осознанным. Что же дает такой непривычный финал для осмысления содержания произведения?
Муж, родственник и друг Онегина, увидев героя в комнате жены, может вызвать его на дуэль, а дуэль, перевернувшая всю его жизнь, у Онегина уже была. Иными словами, Онегин буквально оказывается в замкнутом круге событий; не только история его любви строится по принципу “зеркального отражения” (Г. А. Гуковский), но и его отношения с друзьями.

У романа нет конца, то есть он построен по кольцевой композиции: действие начинается и обрывается в Петербурге, весной, герой так и не обретает любовь, в очередной раз пренебрегает дружбой (ухаживает за женой друга). Такое композиционное построение удачно соответствует главной идее романа: показать безысходную, никчемную жизнь заглавного героя, который сам страдает от своей ненужности, но не может выбраться из замкнутого круга пустой жизни, найти себе серьезное занятие. С таким конном романа без конца вполне согласился В. Г. Белинский, который задается вопросом: “Что стало с Онегиным потом?”. И сам отвечает: “Не знаем, да и что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?” (В.

Г. Белинский “Сочинения А. Пушкина”, статья 8).
Третьей особенностью композиции является наличие в романе нескольких сюжетных линий. История любви Ленского и Ольги дает возможность автору сравнить главных героев с второстепенными. Татьяна умеет любить “не шутя” (3, XXV), а Ольга быстро утешилась после смерти Ленского и вышла замуж за улана.

Разочарованный Онегин изображается рядом с мечтательным, влюбленным Ленским, который еще не охладел к жизни.
Все три сюжетные линии удачно переплетаются: кульминация-развязка в истории дружбы (дуэль) становится одновременно и развязкой в истории любви молодого поэта и Ольги. Таким образом, в трех сюжетных линиях присутствуют только две завязки (в основной и в истории дружбы), три кульминации (две в основной и одна (бал) для двух побочных) и одна развязка (совпадает в побочных сюжетных линиях).
Четвертой особенностью композиции является наличие вставных эпизодов, которые прямо не связаны с развитием сюжета: сон Татьяны, стихи Ленского, песня девушек и, конечно, многочисленные лирические отступления. Эти эпизоды еще более усложняют композицию, но не слишком затягивают действие романа. Особо следует отметить, что лирические отступления являются важнейшей составной частью произведения, потому что именно благодаря им в романе создается широчайшая картина русской жизни указанного исторического периода и складывается образ автора, третьего главного героя романа.
Подводя итог, отметим, что роман “Евгений Онегин” в истории русской литературы был новаторским и сточки зрения описания жизни (реалистическое изображение действительности), и сточки зрения создания характера заглавного героя (образ пушкинского современника, “лишнего человека”). Глубокое идейное содержание выразилось в оригинальной форме: Пушкин применил кольцевую композицию, “зеркальное отражение”-повторение главных сюжетных эпизодов, опустил финальную развязку. Иными словами, получился “свободный роман” (8, L), в котором мастерски переплетаются несколько сюжетных линий и присутствуют отступления различного типа (вставные эпизоды, более или менее тесно связанные с сюжетом; шутливые и серьезные рассуждения автора обо всем на свете).
Построение “Евгения Онегина” нельзя назвать логически безупречным. Это касается не только отсутствия формальной развязки в романе. Строго говоря, между событиями, описанными в седьмой и восьмой главах, должно пройти несколько лет, пока Татьяна превратится из провинциальной барышни в светскую даму.

Первоначально Пушкин решил заполнить эти несколько лет путешествиями Онегина по России (глава “Путешествие Онегина”), но позже поместил их в приложение к роману, в результате чего логика сюжета оказалась нарушенной. На этот формальный недостаток автору указывали и друзья, и критики, однако Пушкин пренебрег этими замечаниями:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу. (1, LX)
Автор очень точно назвал свое произведение “собранье пестрых глав” (вступление): в нем отразилась реальная жизнь, устроенная не по строгим законам логики, а, скорее, по теории вероятности. Однако роман, следуя за реальной жизнью, не потерял ни динамичности, ни художественной цельности, ни законченности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сюжет и композиция романа “Евгений Онегин” Пушкина А. С