“Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа

Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание “Евгения Онегина” вышло в 1833 году.

По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века “Евгений Онегин” – явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими

традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени. Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

В “Евгении Онегине” с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому “свету”, а Татьяна – к патриархальному дворянству. Ленский занимает

промежуточное положение между “светским денди” и “уездной барышней”: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды.

Судьба героев романа – гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с “постылой жизни мишурой”, – свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье:

…француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил, И в Летний сад гулять водил… о моде в высшем свете для молодых людей:

Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет… о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина…

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что “украшало кабинет философа в осьмнадцать лет”, чем и с кем торговала Россия той эпохи.

Рисуя высший свет Петербурга с “необходимыми” глупцами, клеветниками, чопорными “бальными диктаторами”, Пушкин не забывает “о соли светской злости”, о “накрахмаленных нахалах”, о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных “бессвязный пошлый вздор”, “ярмарку невест”, Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России:

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их “патриархальная” строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам.

Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой – “свежие мечтанья” истлевают, “как листья осенью гнилой”. Широкое и правдивое изображен”? этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод:

“Евгений Онегин” – уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе.

Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, “в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением”. Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое – это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор – лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор – лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований (Болдинская осень). В романе-дневнике отражено пережитое, в нем “холодные наблюдения ума”, и “горестные заметы сердца”, и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим.

Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман “поэтической биографией” Пушкина.

“Роман героев” существует внутри “романа автора”. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман.

Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы “Евгения Онегина”.

В романе слились два начала – лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях. В них автор, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык.

Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея “он безмятежно расцветал” и к нему стала “являться Муза”, о вынужденном изгнании – “придет ли час моей свободы?”

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда “трещат морозы”, весна.

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа