Экспрессионизм (от фр. expression – выражение)
Это направление, сложившееся в немецкой культуре в начале века, в группировках художников и скульпторов “Мост” в Дрездене, “Синий всадник” в Мюнхене, вокруг журнала “Штурм” (1910-1932).
Экспрессионизм заявил о своем разрыве с предыдущей эпохой, в частности с натурализмом, что напоминало неприятие романтиками в свое время рационализма просветителей. Но все таки экспрессионисты сохранили связь с традицией: близость к моралите (нравоучительной комедии эпохи Просвещения). В моралите действуют обобщенно аллегорические фигуры:
Провозгласив тезис о приоритете художниками, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего “я”. Выражение вместо изображения, интуиция вместо логики – принципы экспрессионизма. Экспрессионизм поэтому тяготеет к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральные принципы (скульптуры Барлаха “Отчаяние”, “Милосердие”), обобщенные символы и собирательные образы ( Рабочий, Безымянный, Воин), несовместимость цвета в живописи (Э. Кирхнер), деформирующее пространство линии в графике (Э.
Нольде,
Художник-экспрессионист, главный субъект и объект искусства, находится в экстатическом состоянии, наиболее ему соответствует образ “крика”. Крик создает внутреннее напряжение на одноименных картинах норвежского художника Эдварда Мунка. Это же состояние заставляет “кричать” краски на полотнах позднего Ван-Гога, В. Кандинского, Д. Поллака, деформирует образы, приводит к нарочито на правильным ритмам стиха, нарушает законы грамматики в поэтической строке. Стихотворение становится труднопереводимым:
Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь! Голова-чертополох шипит туча-губка… Месяц-дыра – Как качается человек человек: о безбрежно! Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево. (Бехер “Песнь против современности”, 1918)
Творчество художников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом как болезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между тем опыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех, кто испытал непосредственное влияние его программы (Ф. Кафка, И. Бехер, Б. Келлерман, Г. Гессе).
В творчестве последних отразилась существенная особенность экспрессионизма – мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства ХХ века – отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки, получила у экспрессионистов детальную разработку.
- Символизм, Импрессионизм и экспрессионизм как литературные явления Символизм, или декаденство – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм […]...
- Достоевский и немецкий экспрессионизм как особая историко-литературная проблема Воздействие Достоевского на искусство и литературу экспрессионизма – сложная проблема, так как интерес к подлинной идейной и художественной проблематике Достоевского в них постоянно сочетался с очень сильным тяготением к изображению различного рода смутных психологических и фантастических состояний и кошмаров, которые (хотя в литературной и художественной критике того времени они обычно ассоциировались с художественным миром Достоевского) […]...
- Модернизм – неантропоцентрическое искусство Человек мал, беспомощен, участь его трагична. Формулой разрушения личности становится высказывание немецкого философа и физика Э. Маха: “Я не подлежит спасению”. Ключевые характеристики мира, бытия человека – хаос, абсурд. Человек не способен ни изменить, ни даже осознать мир. Общество – враждебная сила. Непознаваемость мира – гносеологическая основа модернизма. Человек, существо рациональное, направлен на познание, он […]...
- Литературный роман как выражение исканий драматической эпохи К концу XIX столетия немецкая литература вступает в полосу нового подъема – его во многом питает активизация освободительного движения. Многочисленные стачки рабочих, рост количества голосов, поданных на выборах в рейхстаг за кандидатов социал-демократической партии, заставили власти отменить закон против социалистов и вынудили “железного канцлера” Бисмарка уйти в отставку. На рубеже XIX-XX вв. выдвигается плеяда больших […]...
- Как Вы понимаете выражение “нравственная победа”? Нравственность в целом выражает качества характера человека, стремления его воли, а также свойства целого народа. Суть христианской веры заключается в соблюдении правил высокой нравственности. Наша вера состоит в наличии нравственных законов более высоких, нежели нравственные гражданские принципы: требованием первой является исключительно строгое исполнение законов, второй же – судьей назначается совесть и Бог… Нравственной победе отведена […]...
- Биография Лионеля Фейнингера Лионель Фейнингер – американский художник, иллюстратор, родился в Нью-Йорке. За свою биографию Фейнингер обучался живописи в Берлине, Гамбурге, Париже. Он был иллюстратором и карикатуристом нескольких периодических изданий в Париже и Германии. Кроме того, его юмористическая страница выходила еженедельно в Чикагском “Трибюн” в 1906-1907 годах, до тех пор, пока Лионель не перешел к рисованию за мольбертом […]...
- “Дума” – поэтическое выражение проблем и мыслей романа “Герой нашего времени” Историю жизни “лишнего человека”, человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А. С. Пушкина – Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман ” Герой нашего времени “. Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально – филосовский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении “Дума”, автор пытается найти ответ на волнующий его […]...
- Своеобразность мировоззрения Ф. Кафки и его художественное выражение в романе “Перевоплощение” Кафка, Кафка, Кафка… Знаете, честно говоря, мне его жаль. Сломанный человек, который боялся мира. Письменный стол для него был единственным другом. Людей он сторонился, в семье жил, как “больше чужой, чем свой”, женщин боялся. Удивительно, что человек с таким пасмурным взглядом на жизнь, с таким отстраненным отношением к людям мог расположить к себе внимание читателей […]...
- Как я понимаю выражение “Магический реализм” в романе “Сто лет одиночества” Сочинение размышление по роману колумбийского писателя Гарсиа Маркеса “Сто лет одиночества”. Мы рождаемся и живем в мире фантастичной реальности (Г. Маркес). Для европейской культурно-исторической среды латиноамериканская литература всегда была экзотическим явлением. Национальный колорит, своеобразная ментальность, особенности исторического развития Латинской Америки вызывают незаурядный интерес к творчеству художников этого континента. Художественной особенностью латиноамериканской литературы XX ст. является […]...
- Выражение Любви к “малой Родине” (описание родного края) Так еще на заре прошлого века вдохновенно и поэтично выразил свою любовь к “малой Родине” знаменитый мой земляк – галичанин Богдан Лепкий. Да, меня родила земля золотого Подолья. А Подолье – это, прежде всего широкие поля, покрытые золотыми колосьями пшеницей, что волнуются под дуновением ветра, словно море. Нет, пожалуй, большей радости, как летней порой идти […]...
- Как я понимаю выражение “Образ тургеневской девушки”? Главная героиня произведения, затронувшая сердца многих людей – Ася. Мне по душе эта милая девушка. У нее было кругловатое лицо, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, темными глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Очень открытая, пылкая, поражающая своей неповторимостью и неусидчивостью, меняющаяся постоянно. Сначала она лазает […]...
- Тема: Как я понимаю выражение “Культурный человек” Еще несколько столетий назад английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – лестью. Это меткое и правильное замечание. Мало обладать достоинствами – нужно еще успеть их проявить. Иначе достоинства могут обратиться в недостатки. Педантизм – излишний формализм, мелочная точность в чем-либо. […]...
- ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ Устное народное творчество – бесценная духовная сокровищница нации, которая в ярких образах отображает историческое прошлое и современность, сохраняя для потомков события и дух предшествующих исторических эпох. Поскольку фольклор и историческая жизнь народа неотделимы друг от друга, то историческими песнями можно считать все народные песни, ведь в […]...
- Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести “Ася” Еще в октябре 1855 г. в некрологе “Два слова о Грановском” Тургенев дал отчасти верную, но одностороннюю оценку личности умершего ученого в свете своей гражданской романтики. “Мы нуждаемся теперь, – писал он, – в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые… говоря нам о добре и нравственности – о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали […]...
- Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” – выражение передовых просветительских идей эпохи Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей – восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для […]...
- Идейные направления в первой половине XVI в. и их литературное выражение Борьба иосифлян с заволжскими старцами в сфере церковно-общественной выразилась еще в первые десятилетия XVI в. в деятельности таких лиц, как князь Вассиан Патрикеев и Максим Грек, , с одной стороны, и митрополит Даниил – с другой. Вассиан Патрикеев, приняв монашество и став учеником и усердным последователем Нила Сорского, выступил в качестве энергичного противника монастырского землевладения, […]...
- Как Вы понимаете выражение “жить в гармонии с природой”? Человек полностью зависим от природы. Тесная взаимосвязь прослеживается с самых истоков. В первобытный период наши пращуры обожествляли огонь, воду, землю, небо. Стихии представлялись им разгневанными божествами, а растения, птицы, рыбы, животные давали пищу и одежду… Трепетное отношение к природе и сегодня сохраняется в душах людей. Недаром при любой возможности человек стремится из пыльного мегаполиса в […]...
- Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме “Цыганы” Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже в конце третьей главки намечается трагическая антиномия в характере Алеко, которая и ляжет в основу всей поэмы. Рвущийся из “оков просвещенья”, из “неволи душных городов”, пламенный и решительный вольнолюбец, не признающий власти “судьбы”, идущий ей […]...
- Как я понимаю выражение: Пушкинское время Пушкинское время – это время великих событий, великих надежд и великих разочарований. Лучшие люди Европы, в том числе и России, уже и тогда пытались осмыслить уроки недавней революции во Франции. Пушкин был младшим современником участников Отечественной войны и заграничного похода; у него на глазах героическими усилиями его товарищей и друзей создавались тайные общества первых русских […]...
- Цыбулько 2017 Вариант 30 по тексту Шкловского Выражение “гамбургский счет” появилось у меня так (ЕГЭ по русскому) На протяжении жизни каждому из нас приходится общаться с массой людей. К сожалению, не все оказываются порядочными, встречаются среди них алчные, бесчестные, желающие самоутвердиться за счет другого. Виктор Шкловский в своем повествовании поднимает проблему честности и порядочности. Он задается вопросами: насколько важно “играть честно” и можно ли восстановить справедливость? В рассказе автор вспоминает о встрече […]...
- Биография Макса Бекмана Макс Бекман – немецкий художник. С 1908 по 1911 год в своей биографии Бекман был участником объединения мюнхенских художников “Сецессион”. Ранние работы Бекмана были выполнены в импрессионистском стиле. Следующая экспрессионистская фаза в творчестве художника началась в 1917 году. Бекман развивал богатое, более персональное, драматическое, символическое искусство в 1920-х годах. Сила его аллегоричного экспрессионизма увеличивалась на […]...
- Поэма “Реквием” Анны Ахматовой как выражение народного горя ( анализ языковых и художественных средств ) Неужели никому из них (новым поколениям) не суждена величайшая радость: читать, например,”Медного всадника”, восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Корней Чуковский. “Только вот поэтов, к сожалению, нету – впрочем, может, это и не нужно”,- писал В. Маяковский. А в это время прекрасных поэтов, которые служили искусству, […]...
- Новаторство Бехера в жанре сонета Еще ярче новаторство Бехера проявилось в жанре сонета. На этом примере особенно хорошо видно, как умел Бехер обновить жанр, считавшийся устаревшим и непригодным для современной революционной поэзии. Если традиционный немецкий сонет замыкался часто в кругу сугубо личных раздумий и переживаний поэта, и Бехер значительно расширил горизонт этого жанра. Кроме произведений с традиционной тематикой он создал […]...
- Выражение народного идеала в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова 1. Связь “Песни…” с фольклором. 2. Сближение образа Калашникова с образами былинных богатырей. 3. Возвышение в народном сознании образа главного героя. В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” продолжена традиция обращения к историческому прошлому России, заложенная в ряде пушкинских произведений. Чтобы передать колорит эпохи, писатель обратился […]...
- ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ” ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ” В исторической смене культурных эпох просветительство обращает внимание напряженной концентрацией идей в ограниченном временном пространстве. Новый читатель в эту переломную эпоху требовал новой художественной реальности, писатели интенсивно употребляли новые способы отображения действительности. Таким новым произведением по праву можно считать трагедию И. Гете “Фауст”. Писатель […]...
- Тема сочинения: Как я понимаю выражение Культура общения Общение – дело очень тонкое, необходимое, незаменимое. А из чего оно складывается? Составляющие общения можно перечислить по пальцам одной руки: слово, интонация, взгляд, жест. И как много у каждой составляющей общения оттенков! Вы обращали внимание, со сколькими нюансами можно произнести простое слово “здравствуйте “. В одном случае оно звучит тепло, ласково, в другом – официально, […]...
- Как вы понимаете выражение “лексическое богатство русского языка” Важнейшая функция языка – это общение. Выполнять эту его главнейшую роль позволяет синтаксис, именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетании и предложении, называется синтаксисом. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, […]...
- Категория рода, ее значение и грамматическое выражение Наиболее характерным морфологическим признаком имени существительного является категория рода. “Категория рода – это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах единственного числа, относится избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом – координируемой) с ним словоформы: письменный стол.” Все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому, […]...
- Как отличить плеонастическое выражение он неплеонастического? Как отличить плеонастическое выражение он неплеонастического? В большинстве случаев срабатывает следующий критерий. Прилагательное (красивая девушка), приложение (летчик-космонавт), наречие (идти быстро) сообщают о дополнительной, необязательной, но существенной характеристике лица, предмета, действия. Что значит “необязательной”? Это значит, что именуемое явление само по себе не обладает данной характеристикой. А следовательно, мы можем заменить эту характеристику на антоним или […]...
- Образец сочинения на тему: Как я понимаю выражение “хлестаковщина”? Сочинение по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. В 1936 году общество было взволновано выходом в свет комедии “Ревизор”. И не смотря на то, что с тех пор прошло более 160 лет, это произведение является злободневным и в наши дни. К примеру, взять негативных героев сегодняшних знаменитых сериалов – они очень похожи на гоголевских героев, только […]...
- Эпиграфы как выражение авторской позиции у Пушкина Эпиграфы к каждой главе высвечивают авторскую позицию по отношению к происходящим в ней событиям. Собирались они Часто; Гнули – бог их прости! – От пятидесяти И выигрывали, И отписывали Мелом. Так, в ненастные дни, Занимались они Делом. Эпиграф нуждается в историко-литературном комментарии. Это стихи Пушкина, впервые приведенные поэтом в письме П. Вяземскому от 1 сентября […]...
- “Европейский период” творчества В. Набокова как выражение мировоззренческих и эстетических представлений писателя “Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию”. Он всегда был не таким, как все. В эмиграции его книги удивляли своей отдаленностью от литературных традиций, вызывали обвинения в “нерусскости”. В Америке он шокировал и покорил всех своей “Лолитой”, превратился […]...
- Система “двойников” Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Иоанн Златоуст Роман “Преступление и наказание” был написан Достоевским в 60-х годах XIX века, в период, когда обостряется социальная дифференциация, индивидуализм, становятся все более резкими контрасты бедности и богатства, возникают невиданные ранее картины человеческих бедствий и человеческого падения. Все это нашло яркое отражение в романе. Достоевский очень широко […]...
- Гоголь, Анализ произведения Портрет, План Анализ произведения Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь показывает, что меркантильность и денежные интересы губительны для настоящего искусства. Повесть построена на фантастической основе. В ней можно выделить две части. В первой дана история жизни художника Чарткова. Вторая часть – история страшного портрета, история ростовщика и художника-монаха, искупающего […]...
- Пушкин, К Пущину. Как вы поняли выражение “гость без этикета”? В части стихотворения, которую вы прочли, автор четыре раза говорит о себе. Найдите эти синонимы. Пустынник, пришелец, добрый певец, гость без этикета. Попробуем объяснить такое богатство вариантов. Наверное, автор хочет показать, что он всей душой стремится к своему другу, и предлагает при этом общении увидеть и признать все качества, все варианты своего поведения. Как вы […]...
- Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров Совершенствуется поэтический язык, исчезают грубые выражения. Язык обогащался за счет введения абстрактных терминов. Наиболее яркой становится поэзия провансальских трубадуров. Прованс – юг Франции, где возникает поэтическая школа. Трубадуры (от фр. гл. тробар – находить). Созданы около 900 размеров. Среди трубадуров люди разных сословий. Основная тема – любовь. Создан культ Прекрасной Дамы, в качестве которой выступала […]...
- Поэтическое выражение в стихах П. Грабовского извечного стремления народа к независимости Павел Арсентьевич Грабовский был одним из представителей демократической интеллигенции, которые в условиях царизма за благородные, высокие идеалы шли на каторгу, в ссылку. В своем литературном творчестве поэт в новых исторических условиях продолжал и развивал освободительные традиции Шевченко, Франко, был пламенным патриотом, борцом за счастливое будущее, за расцвет творческих сил народа, показывал извечное стремление украинского народа […]...
- Сочинение на тему Поэтическое выражение любви к земле в поэзии М. Рыльского Когда читаешь стихи Максима Рыльского, то словно идешь по дороге, а вокруг раскинулись бескрайние поля Украины. Творчество его неисчерпаемо. Каждому, кто коснется поэзии Максима Рыльского, бросается в глаза горячая любовь к жизни, страстное влечение к единению с людьми и природой. Его поэзия воспевает духовное богатство труженика, который обновляет, возрождает, украшает свою землю. В творчестве поэта […]...
- Как вы понимаете выражение “талант человечности”? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Как вы понимаете выражение “талант человечности”? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Каждый человек имеет свой талант: кто-то имеет прекрасный голос, кто-то может выразить свою душу в пластике. Многие делятся с людьми своими мыслями с помощью стихов и прозы, а у кого-то в руках находиться кисть, дающие нам гениальные творения живописи, графики, авангардизма. Все эти […]...
- По тексту Шкловского Выражение гамбургский счет появилось у меня так (ЕГЭ по русскому) Чтобы привлечь внимание читателя к данному вопросу, автор рассказывает об удивительной истории Ивана Поддубного, именно от него Виктор Борисович слышит фразу, которой суждено было стать идиомой: “А тут я его толкнул; его унесли на доске. На что шеф-повар сказал спокойно: “Пускай помнит гамбургский счет”. Шкловский также пишет о том, как встретил вышеупомянутое выражение спустя двадцать […]...