ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ”

ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ”

В исторической смене культурных эпох просветительство обращает внимание напряженной концентрацией идей в ограниченном временном пространстве. Новый читатель в эту переломную эпоху требовал новой художественной реальности, писатели интенсивно употребляли новые способы отображения действительности. Таким новым произведением по праву можно считать трагедию И. Гете “Фауст”.

Писатель работал над этим произведением почти всю свою жизнь. Первый

замысел возник у него, когда ему было немногим больше двадцати, а закончил он сочинение “Фауста” за несколько лет до кончины.

Учитывая, что прожил на свете Гете почти восемьдесят два года, нетрудно подсчитать, что от начала работы над “Фаустом” и до ее завершения прошло около шестидесяти лет.

Произведение Гете не поддается четкому определению в свете общепринятых литературных категорий, таких как, например, классицизм, романтизм или реализм. “Фауст” – поэтическое произведение особого, чрезвычайно редкого стиля. Исследователь творчества Гете А. Аникст определяет жанровую особенность

“Фауста” как некий художественный универсализм, так как он включает в себя элементы, различные по художественной природе.

В первую очередь, при чтении “Фауста” обращает на себя внимание тонкое переплетение элементов реальных, иногда даже натуралистических, и явного вымысла, фантастики. Так, к реально-бытовым сценам относится пирушка студентов в погребке Ауэрбаха, к лирическим – свидание героя с Маргаритой, трагическим – Гретхен в темнице. Эпизоды договора Фауста с чертом, Кухня ведьмы, Вальпургиева ночь совершенно нереальны и порождены фантазией поэта. Однако фантастика Гете, в конечном счете, всегда связана с реальностью.

Вместе с тем реальные образы проникнуты в “Фаусте” смыслом, выходящим за пределы частного случая, и имеют обобщенный, символический характер.

Кроме того, в произведении Гете отображены передовые просветительские идеи. В первую очередь, Просвещение развивалось как движение за изучение природы, постижение ее законов и использование научных открытий на благо человечества. Эти идеи имели общеевропейский характер, но были особенно развиты в Германии.

Стремление лучших людей к новой жизни проявлялось не в политической борьбе и даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной. Высшим воплощением передовой философской мысли и художественного творчества того времени был “Фауст” Гете.

Интересно, что сам писатель был против попыток найти в его произведении конкретные ответы на трудные жизненные вопросы. Он говорил, что идею своего произведения он сам не знает и не может выразить: “В самом деле, хорошая была бы штука, если бы я попытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего “Фауста”, нанизать на тощий шнурочек одной-единственной для всего произведения идеи”. Однако слова поэта не следует воспринимать буквально, в том смысле, что он отрицает наличие в своем произведении идеи как таковой.

В его произведении есть организующий центр – это личность главного героя, Фауста, который является символической фигурой, воплощающей в себе все человечество.

Фауст – несомненно живой человек со страстями и чувствами, присущими другим людям. Он способен заблуждаться, страдать, ошибаться. В его природе, как и в природе любого другого человека, воплотились два начала – добро и зло. Между тем Фауст прекрасно осознает свое несовершенство.

Его прекраснейшая черта – вечная неудовлетворенность собой и окружающим миром, желание стать лучше и сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей. Жизненный путь Фауста – это путь неустанных исканий.

Отец Фауста был врачом и привил ему любовь к науке. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы Фауст обращается с молитвой к небесам, но помощь не приходит и оттуда, из чего Фауст делает вывод, что обращения к Богу бессмысленны.

Разочаровавшись в религии, он решает посвятить себя целиком науке. Долгие годы Фауст отдает изучению научных премудростей, но постепенно приходит к выводу, что все его попытки бесплодны:

Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

Отчаяние Фауста доходит до такой степени, что он решается на самоубийство, но в решающий момент раздается колокольный звон и хоровое пение, и бокал с ядом падает из рук неудачника-самоубийцы. Но не напоминание о Боге и не сознание греховности самоубийства побуждают Фауста отказаться от намерения покончить с жизнью. Он вспоминает, как в детстве таинственный гул колоколов рождал в сердце то, что чисто и светло.

В молитве совершенно чужих и незнакомых людей Фауст слышит призыв человечества о помощи: так же как и он в детстве в трудные минуты обращался к Богу с молитвой, так и теперь молящиеся люди, не знающие, как найти выход из трудностей, обращаются к религии, ища в ней поддержку.

Фауст решает вернуться к научному познанию жизни, но теперь книжные знания его не интересуют, поскольку они мертвы и далеки от жизни. Знание, которое ищет герой, сосредоточено в самой гуще жизненных событий.

В этот критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель, воплощающий силы зла, он уверен в том, что человеческая порода неблагодарна и что в жизни человек руководствуется только собственными страстями. Образ черта, соблазняющего человека, у Гете далек от народных представлений. Мефистофель проницателен и “дьявольски” умен. Сам он говорит о себе, что “творит добро, всему желая зла”.

Как помним, подобное видение сил зла было присуще русскому писателю М. Булгакову, который взял слова Гете как эпиграф к роману “Мастер и Маргарита”: “Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо”. Мефистофель играет очень важную роль в трагедии. Он постоянно толкает Фауста на дурное, но, сам того не ожидая, пробуждает в нем лучшие стороны натуры.

Высшую мудрость Фауст обретает только на исходе жизни. Он понимает, что истинное счастье любого человека заключается в исканиях, борьбе и труде. Душу Фауста осеняет “божественная благодать”. Понятие “божественной благодати” у Гете переосмыслено в соответствии с передовыми идеями эпохи.

Еще Аристотель в “Поэтике” писал: “Характер – это то, в чем обнаруживается направление воли”; “этот характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли”. К своим достижениям Фауст идет, неся потери, мучаясь, страдая, терзаемый сомнениями и постоянной неудовлетворенностью. Но он проявляет благородную силу воли, его стремления чисты и бескорыстны.

Образ Фауста воплотил человеческий идеал в представлении просветителей, которые считали, что смысл человеческой жизни состоит в борьбе за вечную истину и справедливость.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ”