Новаторство Бехера в жанре сонета

Еще ярче новаторство Бехера проявилось в жанре сонета. На этом примере особенно хорошо видно, как умел Бехер обновить жанр, считавшийся устаревшим и непригодным для современной революционной поэзии. Если традиционный немецкий сонет замыкался часто в кругу сугубо личных раздумий и переживаний поэта, и Бехер значительно расширил горизонт этого жанра.

Кроме произведений с традиционной тематикой он создал замечательные патриотические, политические сонеты, циклы сонетов-пейзажей и картин городской жизни, сонетов-портретов гениальных художников,

мыслителей и революционеров современности и прошлых веков, даже сонеты полемические и сатирические. По существу, в этой, казалось бы, узкой, “камерной” форме Бехер смог раскрыть весь многогранный мир своего лирического героя – антифашиста-изгнанника.

Но Бехер обогатил сонетную традицию не только с точки зрения содержания. Многообразие идей и тем требовало нового подхода к форме сонета, и Бехер оказался на высоте этих требований. Под его пером традиционная, застывшая форма сонета стала удивительно гибкой и динамичной. Стремясь достичь свободного развития темы, естественного движения

поэтической речи, Бехер использовал самые различные варианты рифмовки, строфики и композиционной организации сонета.

А после возвращения в Германию в работе “Философия сонета, или малое наставление по сонету” он теоретически обосновал свой новаторский подход к этому жанру.

Представление о сонете как об “основной форме поэзии” стало складываться у Бехера уже в годы эмиграции. и затем было высказано в этой работе. Само по себе это утверждение едва ли верно, но оно дает ключ к пониманию своеобразия стиля зрелого Бехера. Увлечение сонетом все сильнее накладывало заметный отпечаток на общий стиль его поэзии периода эмиграции. С этим связан лаконизм, самый жесткий отбор характерных деталей, тропов, четкость композиционного членения и. стремление к обобщенному, концентрированному выражению мыслей и чувств, строгость и точность, простота и ясность поэтической речи Бехера.

Если в период экспрессионизма эмоциональная стихия захлестывала и разрушала структуру стиха Бехера, а в середине 20-х годов господствовал односторонне рационалистический подход, то теперь поэту удается добиться синтеза этих дпух начал в своем стихе, гармонического единства формы и содержания.

В книге “Прощание. Первая часть немецкой трагедии” (1940) Бехер впервые обращается к жанру воспитательного романа, в Германии в течение нескольких веков.

Бехер создавал “Прощание”, опираясь на факты своей собственной биографии, но эти факты были отобраны и освещены так, чтобы перед читателем раскрылись сложные пути немецкой интеллигенции п типичные моменты в эволюции передовых ее представителей. Герой романа Ганс Гастль очень откровенно повествует о своих стремлениях, исканиях и заблуждениях, не скрывая ни своих слабостей, пи постыдных поступков. Эта честная, мужественная исповедь без самобичевания – важнейший прием характеристики героя.

Она помогает Бехеру раскрыть тему “Прощания” не только как расчет с прошлым в окружающем мире; он мастерски изображает ту сложную духовную борьбу, в которой формируется личность и передовое мировоззрение Ганса Гастля.

Изображая духовное развитие своего героя, Бехер довольно часто прибегает к приемам символического сна, гротескно-фантастического видения или развернутой моральной аллегории – в этом сказывается некоторое влияние поэтики экспрессионизма. Но эти художественные средства переосмысляются Бехером в реалистическом духе. Он выразительно раскрывает, как сложно отражается мир в сознании Ганса, как возникает то душевное смятение, которое приводит его то к мыслям о самоубийстве, то к истеричному богемному протесту.

Вместе с тем использование этих приемов позволяет писателю на примере Ганса убедительно показать, как и под влиянием каких причин складывается то художественное видение, которое было характерно для экспрессионизма. Описывая жизнь мюнхенской богемы, Бехер дает волю своей иронии, высмеивая “свободные” нравы декадентов, их взгляды на искусство и планы преобразования общества. А когда возникает угроза войны, мюнхенская богема на глазах Ганса превращается в скопище оголтелых шовинистов, буржуазных “гуннов”, которых он так ненавидел и презирал.

“Первая часть немецкой трагедии” состояла в том, что реакционным силам удалось вовлечь немецкий народ в захватническую войну, в которой погибли миллионы людей. В конце романа Ганс Гастль разрывает со своим отцом, со своим классом и решительно вступает в новую “стойкую жизнь”, чтобы бороться с империалистической войной.

Бехера потрясло вероломное нападение гитлеровских полчищ на Советский Союз, ставший его второй родиной. В этот момент снова и особенно ярко проявилось то, как нерасторжимо слиты были в его сознании и творчестве патриотические чувства и глубокий интернационализм. Он считал, что Отечественная война советского народа является одновременно и войной всех немецких патриотов против гитлеровцев, поработивших Германию.

В годы войны вся литературная и политическая деятельность Бехера была подчинена единой цели – достижению победы над фашистскими захватчиками. Бехер выступал по радио с обращениями к немецкому населению и наряду с художественными произведениями писал статьи для фронтовых газет и листовки для немецких солдат. Он стремился показать, что война против СССР выгодна лишь верхам гитлеровской партии, банкирам и плутократам, а немецкому народу она несет горе и страдания (“Образ немецкой матери”, “От имени мальчика”).

Бехер резко осуждал гитлеровскую клику (“Волки”, “Портрет фюрера”, “Баллада о горе лжи”) и призывал немцев к сопротивлению (“Край родной, Германия моя”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новаторство Бехера в жанре сонета