Что такое “стихия” Пастернака?
Стихия (от греческого stoicheion – первоначально элемент ). В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, дерево, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь]. Явления природы проявляющиеся как могущественная, разрушительная сила. В словаре иностранных слов дается дополнительное толкование этого слова:
У древнегреческих философов – материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода.
Явления природы, отличающиеся часто разрушительной
Отсутствие организации, полная неорганизованность, бесплановость, неуправляемость (пер).
Окружающая привычная среда, обстановка (пер.).
Нас интересует значение стихии как разрушительного природного явления и некой неуправляемой, неконтролируемой человеком силы.
Итак, в моей работе, при рассмотрении произведений Пастернака, речь будет идти о стихиях природы (грозе, вьюге, метели, буране, снегопаде), и о стихиях, захватывающих человека (любви, страсти, революции, стихии творческого вдохновения). Мне хотелось бы показать на примерах
Например, у многих авторов революционная метель выражена метелью снежной, буря чувств в душе героя – бурей в природе. Стихии губят, являются предвестниками несчастий, а у некоторых авторов иногда выступают на стороне героев.
Мне очень жаль, что этой темой мало занимались, что ее незаслуженно забыли. Ведь в произведениях многих авторов стихия играет далеко не последнюю роль, зачастую давая возможность глубже раскрыть характер героев, понять и правильно оценить их поступки.
- Человек и природная стихия Активно в своем творчестве применял А. С. Пушкиным символы стихий природного происхождения, и делал он это для того, чтобы добиться наибольшей степени яркости передачи собственных Переживаний, мыслей, а еще с целью оказания помощи читателю в понимании поступков героев, и идеи написания произведения. Вольнолюбивая лирика стала причиной для ссылки Александром I на юг совсем еще молодого […]...
- Человек и стихия в лирике А. С. Пушкина Невозможно себе представить русскую литературу, да и вообще национальную культуру, без одного из величайших поэтов девятнадцатого века – А. С. Пушкина. Круг тем, к которым обращался поэт, весьма разнообразен. Его волновали многие проблемы действительности. Отсюда и широта образов, и красочность создаваемых картин. Тема человека и стихии является программной в творчестве поэта, потому что на протяжении […]...
- Стихия революции и природы в творчестве А. А. Блока (На примере поэмы “Двенадцать”) 1. Атмосфера революционных изменений в России. 2. Описание старого буржуазного мира. 3. Мир, разбитый на две части. 4. Противоречивый образ Христа. Какая великолепная хирургия! Взять разом и артистически вырезать старые вонючие язвы! Б. Л. Пастернак В январе 1918 года была создана на одном дыхании знаменитая поэма А. А. Блока “Двенадцать”. Сам поэт считал, что это […]...
- Лирическая стихия в романе “Петербург” Андрея Белого Стилистика названий, которыми обозначал Белый главы “Петербурга”, имеет именно такой характер. Это длинные названия явно и демонстративно стилизованные под старину, иронические, резко выделяющиеся на фоне художественной прозы XIX и XX веков. Об эстетическом назначении этих названий у Белого мы можем судить лишь предположительно. Можно думать, что, расставляя эти игровые названия, Белый стремился к тому, чтобы […]...
- Стихия революции и нравственная идея в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А. А. Блок – поэт трагического мироощущения — отразил в своем творчестве то состояние духовного кризиса, в котором Россия оказалась на рубеже XIX-XX веков. Предчувствием надвигающихся потрясений и перемен проникнут уже ранний сборник Блока “Стихи […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “На Страстной В стихотворении Пастернака “На Страстной” описывается весна, пробуждение природы. Основная темапроизведения – изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряженная борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста ( ночная мгла – рань на свете; земля голым – гола – колеблется земли […]...
- Анализ поэтики Пастернака “Тема с вариациями” Цикл “Тема с вариациями” построен по принципу музыкальных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча “свободной стихии с свободной стихией стиха”. Символом глубины пушкинской поэзии был для Пастернака сфинкс, с которым поэт чувствовал “таинственную связь”. Пастернак обратился к переломному моменту пушкинской биографии: к прощанию […]...
- ВЕЛИКАЯ СТИХИЯ РЕВОЛЮЦИИ (поэма А. Блока “Двенадцать”) Поэма А. Блока “Двенадцать” была напи- сана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свобо- ды в дни Февральской революции, Октябрь- ский переворот и приход к власти большеви- ков и, наконец, разгон Учредительного собра- ния, первого российского парламента. Интеллигентами того крута, к которому от- носился А. Блок, все эти события […]...
- Лирическая стихия творчества Е. Гуцало Бесспорная заслуга Евгения Гуцало заключается в том, что он перенес своих персонажей из плоскости героической в лирическую. Возвеличил своими произведениями сборный, плакатний образ своего народа, который описывали его “братья” по перу. Е. Гуцало чувствовал себя среди них наиболее непринужденно, расковано, охотно, рассказывая о красоте родной природы и людей. Его произведения пронизаны предчувствиям радости и любви, […]...
- Поэтическая стихия “Повести о Горе и Злочастии” Во всей предшествующей русской литературе мы не найдем произведений, в которых рассказывалось бы о судьбе обыкновенного мирского человека и излагались основные события его жизни. В старинной повествовательной литературе фигурировали или подвижники, святые, или – реже – лица исторические, чья жизнь, точнее “житие”, описывалась в традиционном стиле условной церковной биографии. “Повесть о Горе и Злочастии” говорит […]...
- Какое значение в творчестве А. А. Блока приобретает понятие стихии? Какое значение в творчестве А. А. Блока приобретает понятие стихии? Создавая развернутое рассуждение на предложенную тему, используйте материалы работ З. Г. Минц и Д. Е. Максимова о главных категориях мировоззрения и творчества А. А. Блока – о “стихии” и “культуре”. Подчеркните, что мифология стихий в культуре XIX – XX вв. была связана с борьбой Гармонии […]...
- СТИХИЯ РЕВОЛЮЦИИ И РАЗУМНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (поэма А. Блока “Двенадцать”) Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая мир. Старое время остается в про- шлом, перестает существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год – новым. Часы бьют двенадцать ударов. Одно время кончи- лось, а другое вот-вот должно начаться. Александр Блок слышал “музыку рево- люции”,. звуки нового времени, чувствовал […]...
- Стихия характера Самое большое счастье Георгия Якутовича было в том, что он умел выбирать. А выбирает обычно тот, кто уверен: только это мне необходимо, только в этом я вижу смысл жизни. У Якутовича его мировоззрение, его миропонимание всегда совпадали со смыслом работы по оформлению книг. За небольшими исключениями он всегда выбирал книгу или соглашался принять полученный заказ, […]...
- “Музыкальная стихия” у Верлена и Каспар Гаузер Можно сказать, что он посмотрел на мир глазами Каспара Гаузера. Каспар Гаузер… Мало кто сейчас знает о нем. В 1828 году на улицах Нюрнберга появился юноша лет шестнадцати. Он плохо говорил; он плохо ориентировался в пространстве, он был чувствителен к свету, он не знал, что солнце исчезает не навсегда, кожа на его пятках была так […]...
- Как в поэзии Б. Л. Пастернака раскрывается тема “очеловеченности” природы? (ЕГЭ по русскому) Пастернак занимался написание стихотворений, посвященных природе в форме не обычных пейзажных зарисовок. Им, как и всеми поэтами, безусловно, описывалась весна и зима, рассветы и закаты, однако данные произведения посвящались не жизни природы, а природному началу самой всепроникающей жизни, обладающей способностью к заполнению собою всего вокруг. Жизнь предстает в этих стихах перед читателем в качестве мощной […]...
- Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Б. Л. Пастернака “Никого не будет в доме…”. (Восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает большое место в творчестве Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворения о любви характерны для творчества Пастернака 1930-х годов. Любовь понимается поэтом очень широко, в бытийном и философском смысле. Все приметы мира, в котором живет человек, испытывающий чувство любви, появляются в его стихах […]...
- Что такое РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА персонажа – один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях. Как правило, каждый персонаж наделяется своей речевой манерой, в которой сказывается его характер, индивидуальность. Так, в “Мертвых душах” Гоголя сладкие, пышные, насыщенные “изысканными” оборотами речи Манилова, грубая речь Собакевича, отрывочно, без всякой логики построенные фразы Ноздрева и т.п. – все […]...
- Сочинение на тему: Стихия народной жизни в романе Тихий Дон, Шолохов Стихия народной жизни Произведение М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это наглядный пример народного романа. Главное место в нем занимает народ, населяющий донскую степь. Это хуторские казаки с отличительной культурой и бытом. Перед читателем открывается их образ жизни, традиции и нравы, отношение к семье и родине. Нельзя сказать, что автор идеализирует этот народ. Вовсе нет. […]...
- Тема истории в поэзии Пастернака Рубеж ХІХ-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги “Сестра моя – жизнь” В. Брюсов писал: “У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но […]...
- Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова. Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что образы природных стихий занимают особое место в поэзии М. Ю. Лермонтова. Его поэтическая фантазия уносит лирического героя в заоблачные выси, откуда он взирает на мир: стихии моря и неба, земли, степей и пустыни. В многочисленных посланиях, прикасаясь к тайнам горнего мира, поэт […]...
- Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака “Весна” Стихотворение “Весна” (1918) вошло в сборник Пастернака “Темы и вариации”. Лирический герой испытывает те же чувства, что и пугающая даль, и боящийся упасть дом: Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, […]...
- Что такое “Юмор” ЮМОР – разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние человека или явления, нередко “одобрение под маской осмеяния”. Классические юмористические персонажи – Дон Кихот и Санчо Панса М. Сервантеса, мистер Пиквик Ч. Диккенса, герои “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя. В литературе XX в. значительна роль юмора в серьезных произведениях В. М. Шукшина, В. И. Белова […]...
- ТЕМА ИСТОРИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА ТЕМА ИСТОРИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА Рубеж Х1Х-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории. Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги “Сестра моя – жизнь” В. Брюсов писал: “У Пастернака […]...
- Что такое миф? Понятие В фольклорах всех народов мира встречаются мифы. Корни слова “миф” тянутся еще с древней Греции – оно означает “предание, сказание”. Мифы – являются колыбелью человечества. Они возникли в глубокой древности, когда люди были еще не способны научно объяснить явления природы, устройство мира и происхождение человечества. Поведением и сознанием наших далеких предков руководили в большем случаи […]...
- Народная стихия в драме Лермонтова “Вадим” Лермонтов показывает историческую закономерность крестьянского протеста против векового гнета. Автор романа сочувственно рисует народное стремление к освобождению. Рассказу о крестьянском восстании в романе знаменательно предшествует народная песня о “вольности-волюшке”. Обращаясь к причинам, вызвавшим народное восстание, Лермонтов пишет: “Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, […]...
- Пушкинская традиция в цикле Б. Пастернака “Тема с вариациями” Творчество Б. Л. Пастернака играет важную роль в литературном образовании современного школьника, и в первую очередь это касается романа “Доктор Живаго”, который по праву занимает одно из главных мест в школьных программах по литературе для одиннадцатых классов, в то время как лирике уделяется гораздо меньше внимания. Однако именно изучение лирики вводит учеников в мир авторских […]...
- Что такое смерч? Среди опасных явлений природы одно из самых разрушительных – это смерч. Смерч представляет собой вертикальный воздушный вихрь, образующийся под кучевыми облаками. Он наблюдается как темный облачный столб с диаметром в несколько десятков метров, опускающийся из облака в виде воронки. Снизу, от поверхности земли, может подниматься другая воронка из брызг воды, пыли, подхваченных с земли предметов. […]...
- Что такое антитеза в литературе? С примерами Антитеза как средство выразительности в литературных произведениях В общем антитеза означает острое противоположение образов или суждений, обратных по сути, но соединенных между собой общим внутренним механизмом или смыслом. В литературных произведениях антитеза – это согласование контрастных или вовсе противоположных характеристик образов или понятий, которое усиливает импрессию от прочитанного, делает текст ярче, более запоминающимся, более живым. […]...
- Тема урока. Что такое горные породы. Что такое полезные ископаемые. Горные породы нуждаются в охране Цель: сформировать элементарные понятия горные породы, полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные); выработать представление о значении горных пород в природе и ценности для людей, об участии учеников в сохранении и охране полезных ископаемых; умение различать твердые, жидкие и газообразные горные породы, отдельные горючие, рудные и нерудные полезные ископаемые; формировать умение подводить отдельный предмет под понятие; воспитывать […]...
- НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых […]...
- Природа в поэзии Б. Пастернака В русской литературе много проникновенных строк посвящено воспеванию родной природы. Единение с природой без свидетелей и соглядатаев придает лирике особую интимность и подлинность. Данная закономерность, безусловно, проявилась в поэзии Б. Пастернака. От пейзажей Б. Пастернака веет свежестью, ощущением первозданности открывающегося как будто бы впервые мира. По мнению О. Мандельштама, “стихи Пастернака почитать – горло прочистить, […]...
- Идея жизни и творчества, в произведениях Бориса Пастернака Искусство возникает среди будничности – эту истину Борис Пастернак запомнил еще из детства: ему посчастливилось появиться на мир в семье известного художника и пианистки, итак он имел возможность убедиться, что на самом деле нет четкого распределения между мирами обычной жизни и творчества. Наверное, поэтому проблемы искусства и его места в повседневности не только стали ведущими […]...
- Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака Пастернак – это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий – человек и трава – не случайно? […]...
- Мир природы в лирике Пастернака Б. Пастернак – один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор, своеобразным видением мира природы. Очень многие воспринимают лирику Б. Пастернака как пейзажную. Однако пейзажа как описания природы, как фона действия в его лирике практически нет. Природа в лирике Б. Пастернака – прежде всего живая. Вся […]...
- Как в лирике Б. Л. Пастернака отражена связь природы и поэтического творчества? (ЕГЭ по русскому) В число русских поэтов Серебряного века входит Борис Пастернак, который сумел занять среди них особое место. Произведениям этого автора свойственно отличаться философским настроем, и не важно, какая тема были главной – природа, душевное состояние автора, или сложные взаимоотношения между людьми. В его творчестве ключевую роль играют стихотворения, тема природы в которых сливается воедино с его […]...
- Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака “Снег идет” К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы – не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю. Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы – самостоятельное постижение художественного произведения. В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б. Л. […]...
- Философская насыщенность лирики Б. Пастернака Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях. Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он – поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности […]...
- “Зимняя ночь”(Мело, мело по всей земле…) анализ стихотворения Пастернака Стихотворение Б. Пастернака “Зимняя ночь”, представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в “тетрадь Юрьевых писаний” в романе “Доктор Живаго” и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения. Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Заморозки” Стихотворение “Заморозки” относится к поздней пейзажной лирике Пастернака. Оно вошло в последнюю книгу поэта, получившую название “Когда разгуляется”. Сборник включает в себя произведения, написанные в период с 1956 по 1959. Некоторые из них печатались в журналах “Литературная Грузия” и “Новый мир”. Полностью книга была издана только после смерти Бориса Леонидовича – в 1961-м. В сборнике […]...
- Обожествление природы у древних славян Обожествление природы. Древнерусский автор писал о язычниках: “Они все богом называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и тварей”. Действительно, для славян священное значение имели сам огонь (“сварожич”), вода, земля (“мать сыра земля”), воздух. Поклонялись они и священным деревьям (дубу, березе), камням и источникам. Сверхъестественными свойствами наделялись также животные: медведь, конь, волк, змея. Огонь […]...