Тема истории в поэзии Пастернака

Рубеж ХІХ-ХХ веков в России – время кризиса, исторического перелома. В такие времена “слышно, как время идет” (А. Ахматова), поэтому в литературе активизируется ощущение истории.

Это ощущение свойственно и Б. Пастернаку, внешне далекому от всякой злободневности. После выхода его книги “Сестра моя – жизнь” В. Брюсов писал: “У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности “.

Как известно, Б. Пастернак сравнивал поэзию с губкой, имея в виду, что повышенная восприимчивость есть определяющая черта творчества:

Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зеленой садовой скамейки.

Губка вбирает в себя не только ” облака и овраги “, но и весь окружающий мир, впитывает приметы времени. При этом она именно впитывает, воспринимает, пропускает через себя, но никак не вмешивается, не преобразует. Она – не “молот, дробящий каменья”, как у В. Маяковского. История у Б. Пастернака равноправна с природой: обе они части всеобъемлющей жизненной стихии.

Поскольку жизненная стихия у поэта не знает барьеров и перегородок (“Перегородок тонкоребрость пройду насквозь…”), постольку природа и история постоянно проникают друг в друга. Так, в стихотворениях, написанных в 1915-1917 годах, появляются “бастующие небеса” и кавалерийские следы на льду – память о революции 1905 года, дух ” солдатских бунтов и зарниц” проносится по воздуху, тучи уподобляются рекрутам и военнопленным.

После революции в творчестве Б. Пастернака особенно много таких пейзажей. Порой они вырастают до символа революционной России, как, например, в стихотворении “Кремль и буран 1918 года”. Снежный буран здесь совмещается с вихрем новой эпохи, несущимся напролом в будущее:

…Последней ночью, несравним Ни с чем, какой-то странный, пенный весь, Он, Кремль, в оснастке стольких зим, На нынешней срывает спесь.

В это время поэта привлекает ” жизнь без помпы и парада “. В поздних стихах Б. Пастернак отдает предпочтение темам, лежащим как бы на периферии общественной жизни, но исполненным скрытой значительности (стихотворение “На ранних поездах”). В это время оформляются взгляды Б. Пастернака на судьбу, на место человека в истории. Человеческая личность выступает носительницей высоких нравственных ценностей, причем личность неприметная, живущая не напоказ.

Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в единении с историей. Б. Пастернак занимает важное место в русской литературе XX века. Это поэт большого и совершенно своеобразного дарования, существенно обогативший культуру современного русского стиха.



Тема истории в поэзии Пастернака