Обожествление природы у древних славян



Обожествление природы. Древнерусский автор писал о язычниках: “Они все богом называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и тварей”. Действительно, для славян священное значение имели сам огонь (“сварожич”), вода, земля (“мать сыра земля”), воздух. Поклонялись они и священным деревьям (дубу, березе), камням и источникам.

Сверхъестественными свойствами наделялись также животные: медведь, конь, волк, змея.

Огонь

Огонь почитался как одна из грозных сил природы, несущая одновременно добро и зло. Разжигая в печи огонь, хозяйка

произносила особый заговор: “Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи…” Пламя воспринималось как живое существо, требующее “еды” и “питья”, а также бережного и уважительного отношения.

Об этом говорится в народной сказке.

Зажглись на чужом дворе два огня и стали разговаривать:

– Ох, брат, погуляю я на той неделе! – говорит один.

– А разве тебе плохо? – спрашивает другой.

– Чего хорошего: печь затапливают – ругаются, вечерние огни затепливают – опять бранятся…

– Ну, гуляй, если надумал, только нашего

колеса на вашем дворе не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой.
Языческие символы на славянских колтах и диадемах

Не прошло и недели, как двор у плохих хозяев сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым.

Священный огонь славяне получали древним способом – с помощью трения одного сухого бревна о другое. Этот огонь наделялся особой очистительной силой. От него зажигали печи и лучины во всем селе.

Разрушительной силой обладал огонь, возникший от удара молнии. Считалось, что его погасить водой невозможно. Его боялись и никогда не вносили в дом.

Мать сыра земля.

Чудесная способность земли каждый год покрываться растительностью, рождать хлеб и другие плоды, кормить людей и животных превращала ее в символ плодородия и материнства. В глазах язычника она была всеобщей матерью: Гой, земля еси сырая, Земля матерая, Матерь нам еси родная! Всех еси нас породила, Вспоила и вскормила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий еси народила…

Мать-земля требует к себе почтительного уважения. Весной, после посева, ее запрещалось копать и трогать до времени, запрещалось даже ходить по ней босиком. Считалось, что тот, кто бранится и ругается, обижает землю. Землей клялись на Руси.

Отправляясь в далекий путь, брали с собой горсть родной земли.

У славян, как и у многих других народов Европы и Азии, существовало представление, что небо и земля – муж и жена. Земля, напоенная дождем, приносит урожай и питает все живое.

Вода.

Вода была любимой природной стихией славян. Византийский автор писал, что славяне “почитают…реки и нимф”. У рек и водных источников они селились, устраивали свои святилища. У воды происходили игрища и гадания.

Все славяне – и западные, и восточные, и южные – почитали воду во всех видах – в реках и озерах, в дожде и в колодце. Вода, также как земля и огонь, требовала уважительного отношения и жертвоприношений. Язычники понимали связь земных и небесных вод.

Поэтому с заклинаниями о дожде обращались к земным источникам. Чтобы пошел плодородный дождь, они расчищали ключи и колодцы, углубляли русло реки. Для вызывания дождя в колодец бросали зерно, а чтобы дождь был крупным, бросали горох.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Обожествление природы у древних славян