Мир природы в лирике Пастернака

Б. Пастернак – один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор, своеобразным видением мира природы. Очень многие воспринимают лирику Б. Пастернака как пейзажную.

Однако пейзажа как описания природы, как фона действия в его лирике практически нет. Природа в лирике Б. Пастернака – прежде всего живая. Вся полнота жизни и разнообразие ее проявлений вмещается в клочок природы, который, кажется, способен совершать поступки, чувствовать и мыслить.

Уподобление природы

человеку достигает у Б. Пастернака такого предела, что пейзаж выступает в роли наставника и нравственного образца. У Б. Пастернака человек определяется через природу. Обычно, до Пастернака, было наоборот: “Роняет лес багряный свой убор” (А.

С. Пушкин). УБ. Пастернака же обратный ход мысли:

Ты так же сбрасываешь платье. Как роща сбрасывает листья, Когда ты падаешь в объятья В халате с шелковою кистью.

Через сравнение с природой человек обретает свое место в мире. Повинуясь и уподобляясь природе, он следует голосу жизни. Вместе с тем природа в творчестве Б. Пастернака настолько близка человеку, что,

будучи оттеснен и замещен пейзажем, он вновь оживает в нем. Степень очеловеченности мира здесь такова, что пейзаж воспринимается как своеобразная человеческая личность:

И вот ты входишь в березняк. Вы всматриваетесь друг в дружку.

У пейзажей В. Пастернака есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлечения – тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, а ручьи поют романс. Его пейзажи наделяются даже портретными чертами:

И блестят, блестят, как губы, Не утертые рукою, Лозы ив, и листья дуба, И следы у водопоя.

“Лицо лазури”, “лицо руки”, “лицо грозы, с себя сорвавшей маску” – таков мир природы, многолюдное и многоликое собрание. Она, по сути, и есть главный герой лирики Б. Пастернака. А поэт – повсюду и нигде.

Он – не сторонний взгляд на окружающий мир, а скорее его двойник, становящийся то морем, то лесом. В стихотворении “Плачущий сад”, например, обычное сравнение (“я как сад”) оборачивается равенством (“я и есть сад”), иБ. Пастернак одними и теми же словами рассказывает про него и про себя:

Ужасный! – Капнет и вслушается: Все он ли один на свете Мнет ветку в окне, как кружевце. Или есть свидетель… К губам поднесу и прислушаюсь: Все я ли один на свете, Готовый навзрыд при случае, Или есть свидетель.

Это единение с природой, какое-то глубоко личностное, придает стихам Б. Пастернака особую подлинность. Его стихи, посвященные природе, проникнуты пафосом утверждения жизни, обновленным восприятием мира. М. И. Цветаева писала: “В Пастернаке себя не забывают: обретают и себя, и Пастернака, то есть новый взгляд, новый слух.

Пастернака нужно всюду носить с собой, как талисман от этих всех, хором орущих”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мир природы в лирике Пастернака