Анализ Стихотворения Лермонтова “Пророк”
Стихотворение “Пророк”.
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Пророк” был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта.
Впервые оно было напечатано в 1844 году.
Основная тема “Пророка” – противостояние поэта и толпы. Жанр его – лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).
В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинского пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пушкинской
Пушкин в своем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно богатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек обречен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой находит созвучие своим чувствам и мыслям.
Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из “пустыни мрачной” движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.
Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выделить три части. Первая часть – описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вторая часть – описание гармоничного, благодатного существования героя в пустыне.
Первая и вторая часть контрастны по своему настроению – миру людей автор противопоставляет мир природы. В третьей части вновь описан “шумный град”, чувство презрения, которое испытывают к пророку “старцы”. В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (“чистые ученья”, “шумный град”, “с улыбкою самолюбивой”), метафору (“В очах людей читаю я Страницы злобы и порока”), сравнение (“И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи”), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию (“Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья”). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля – “пророк”, “очи”, “завет”, “тварь земная”, “вечный судия”, – придающие речи торжественность, взволнованные интонации.
Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии поэта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г.
Белинский относил это стихотворение к лучшим творениям Лермонтова: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…”.