Анализ Стихотворения Лермонтова “Пророк”

Стихотворение “Пророк”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Пророк” был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта.

Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема “Пророка” – противостояние поэта и толпы. Жанр его – лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской

концовки: “С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка:..”. Пушкин в своем “Пророке” аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский “Пророк” – как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям – у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте – конф­ликте достойного,
мыслящего человека со средой.

Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из “пустыни мрачной” движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть – описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть – описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне.

Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению – миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан “шумный град”, чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку “старцы”. В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты (“чистые ученья”, “шумный град”, “с улыбкою самолю­бивой”), метафору (“В очах людей читаю я Страницы злобы и порока”), сравнение (“И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи”), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию (“Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья”). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля – “про­рок”, “очи”, “завет”, “тварь земная”, “вечный судия”, – придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г.

Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ Стихотворения Лермонтова “Пророк”