Биография Мольера Жан-Батист Поклен



В Париже, неподалеку от входа в главную библиотеку Франции, на углу небольшой площади, высится над фонтаном памятник Мольеру. Его основание украшено двумя фигурами – Высокой и Веселой комедии. Памятник поставлен в 1843 году, ровно через двести лет после вступления на сцену того, кто произвел переворот в развитии французской комедии и предопределил дальнейшие ее пути.

Идейная содержательность пьес Мольера, приемы разработки характеров, общие формы “высокой” и “веселой” комедии стали достоянием его наследников.

Такие образцы высокой комедии, как “Тартюф”, и веселой, как “Мещанин во дворянстве”, являются показательным выражением дарования Мольера.

Вся его творческая биография связана с живой сценой. Он был не только великим драматургом, но и актером и руководителем труппы.

За пределами сцены жизнь Мольера известна мало, да, по-видимому, она и не была обильна событиями.

Жан-Батист Поклен (таково настоящее имя Мольера) был старшим сыном зажиточного парижского драпировщика, придворного поставщика, Жана Поклена. Магазин его находился в центре

города, поблизости от королевского дворца, на оживленной улице Сент-Оноре. Здесь, в доме, ныне не существующем, 15 января 1622 года родился Жан-Батист.

Десяти лет он был отдан в Иезуитский коллеж, который славился хорошей постановкой преподавания латинского языка. По окончании коллежа Жан-Батист изучал право и, получив диплом, некоторое время занимался адвокатской практикой, одновременно помогая отцу вести торговое дело. К этому времени относится и его увлечение театром. Увлечение пересилило, и Жан-Батист, отказавшись от прибыльной торговой и юридической карьеры, вступил пайщиком в организовавшееся в 1643 г. театральное товарищество под названием “Иллюстр театр”.

Во главе его стояла актерская семья Бежар. Тогда-то Жан-Батист и познакомился с самой талантливой ее представительницей – Мадленой Бежар, впоследствии исполнительницей центральных ролей в его комедиях. В следующем году Жан-Батист Поклен переменил свое имя на театральное имя Мольер.

Дела товарищества складывались неудачно. Через два года оно, не выдержав конкуренции с двумя главными парижскими театрами, потерпело крах, и актеры вынуждены были отправиться искать счастья в провинцию.

Почти пять лет Мольер провел в скитаниях в качестве рядового актера труппы Дюфрена. Около 1650 г. руководство перешло в руки Мольера, и на него пала забота о прибыльности предприятия. К этому времени относятся и его первые драматургические опыты. Нужда заставила его отказаться от высокого трагедийного репертуара и обратиться к легким фарсам, имевшим больший успех в провинции.

О первых фарсах Мольера мы имеем лишь приблизительное представление: известно только, что они изобиловали смешными положениями и были рассчитаны на непритязательного зрителя.

“Сумасброд” (поставленный в Лионе в 1655 V.) и “Любовная досада” (в Безье в 1665 г.) – первые крупные комедии Мольера. Это были уже не фарсы-сценарии в духе итальянской комедии “масок”, которые Мольер писал прежде. Это пятиактные комедии в стихах. Обе они имели большой успех в провинции.

Рассчитаны они были на возможности труппы, и роли писались для определенных актеров с учетом их сценической индивидуальности. По литературным своим достоинствам они, впрочем, сильно уступают позднейшим произведениям Мольера. Но это было только начало.

С возвращением в Париж начался самый продуктивный период драматургической деятельности Мольера. За неполные двадцать лет им было написано около сорока комедий. И это при многотрудной творческой и личной судьбе.

Ниже мы коснемся лишь двух эпизодов творческой биографии Мольера. Сначала о “Тартюфе” и об обстоятельствах, которые сопутствовали его написанию и постановке.

После ряда крупных удач (комедии “Школа жен” и “Школа мужей”) и ряда отступлений, когда Мольеру пришлось, уступая настояниям двора, писать заказные комедии для придворных спектаклей (“Брак по принуждению”, “Принцесса Элидская”), у Мольера возникает замысел большой сатирической комедии. Предметом своей сатиры он избирает врага самого опасного: вдохновителей всего реакционного, противников всякой новой и смелой мысли – представителей католической церкви с иезуитами во главе. Реакционная роль церковников осознавалась передовыми людьми века, и все они так или иначе боролись с иезуитами и ханжами.

Борьба эта, впрочем, достигла высшего накала уже в следующем, XVIII, просветительском, веке и возглавил ее Вольтер. А в 60-х годах XVII века трудно было еще предвидеть, как она будет развиваться и кто выйдет из нее победителем. Взаимоотношения между политическими принципами новой монархии и идеологией католической реакции определились лишь к концу царствования Людовика XIV.

В период же укрепления централизованной монархии и подавления оппозиции крупных феодалов (Фронда) Людовик и сам готов был опереться на более прогрессивные круги и тем расширить сословное основание своей власти. Поэтому существовала реальная возможность бороться с церковной реакцией, не затрагивая политических основ монархии и даже выступая, в какой-то мере, в союзе с Людовиком. И тем не менее Мольеру пришлось выдержать тяжелейшую борьбу за свою комедию. Написана она была в 1664 году и в неполном виде поставлена в Версале в один вечер с “Принцессой Элидской”.

Комедия получила одобрение короля, но по проискам реакционной клики, связанной с духовенством, была запрещена к публичной постановке. Духовенство немедленно подняло против нее кампанию. Появилась брошюра, в которой Мольер объявлялся достойным сожжения за свою безбожную комедию.

По этому поводу Мольер подал жалобу королю, в которой высмеял своего противника. Автор брошюры получил нагоняй, но запрещение снято не было. В 1667 г. Мольер получил, наконец, устное королевское дозволение на постановку. Пока спектакль готовился, король уехал из Парижа во Фландрию, в действующую армию.

Комедия была поставлена в его отсутствие 5 августа 1667 г. Для новой постановки Мольер переработал текст. Изменено было само название (“Обманщик” вместо “Тартюфа”). Переименован был и герой: он стал называться Панюльфом. На следующий день должен был состояться повторный спектакль, но парижские власти его не допустили.

Мольер закрыл театр и послал новую жалобу королю. Большое участие в хлопотах принял друг Мольера знаменитый сатирик Буало. Однако хлопоты не помогли.

Парижский архиепископ пригрозил отлучением от церкви тем, кто будет читать эту комедию или присутствовать на спектаклях. Только после возвращения короля в Париж комедия была, наконец, официально разрешена. Мольер восстановил в тексте то, что было смягчено в постановке 1667 г. Герой снова получил имя Тартюфа.

Первое представление состоялось 5 февраля 1669 г. Комедия с огромным успехом прошла сорок четыре раза подряд и с тех пор прочно вошла в репертуар не только французского театра, но и театров других стран. Из всех комедий Мольера ее исполняют чаще всего.

Источники:

    Мольер Тартюф. Мещанин во дворянстве: Пьесы/Пер. с франц. Мих. Донского и Н. Любимова; Вступит, ст.

    Н. Б. Томашевского; Рис. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1978.- 208 с, ил. (Школьная б-ка).

    Аннотация: Две пьесы великого французского комедиографа XVII в. По остроте социальной сатиры и художественному совершенству эти комедии. принадлежат к лучшим произведениям мировой драматургии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Биография Мольера Жан-Батист Поклен