Секрет успеха комедий Мольера



Этот Мольер угождает низкой черни. Вот в чем секрет его успеха,- с презрительной миной цедили поэты-завистники. Даже сам Корнель присоединился к “заговору избранных” против Мольера. Старый драматург был задет тем, что публика отхлынула от Бургундского отеля, где шли его трагедии, в то время как Пале Рояль не мог вместить всех желающих.

Выпады против новой пьесы Мольера появились в печати, но главные удары наносились в устных пересудах,, за спиной, из-за угла. И Мольер принял вызов. В короткой, но острой комедии “Критика на “Урок женам” он вывел на сцену своих противников, показал всю вздорность и ничтожество их критических доводов и тут же во всеуслышание заявил о превосходстве здравого смысла над педантическими “правилами”, естественности – над манерным; кривляньем.

Взбешенные враги ухватились за оружие сценической полемики, открытое и примененное Мольером. Воспользовавшись пером малоизвестных авторов, они выступили против Мольера с пьесами-пасквилями. В ответ Мольер создал “Версальский экспромт”.

Одноактная пьеса, написанная и поставленная

с невиданной быстротой, изображала репетицию труппы Мольера. Актеры выступали под собственными именами, в блестящих живых диалогах они высмеивали литературных, противников и утверждали новаторские принципы сатиры. Победить Мольера оружием театральной полемики враги не могли. Но они не унимались.

Какие только средства не были пущены в ход! Пасквили, доносы, клевета, грязные сплетни по поводу личной жизни Мольера. Он женился на актрисе Арманде Бежар.

Ей было около двадцати лет, ему около сорока. Она отлич’алась легкомысленным нравом, семейная жизнь складывалась трудно, а злобные измышления их плетни еще более отравляли ее. Все это причиняло Мольеру немало страданий, но не заставило его сложить перо, умолкнуть.

С 7 по 13 мая 1664 г. в Версале, новой загородной резиденции короля, шли пышные празднества. Лучшие художники, композиторы и поэты Франции участвовали в их подготовке. Подстриженные сады Версаля были превращены в “Волшебный остров”. Взлетали и рассыпались разноцветным дождем звезды фейерверков; под звуки оркестров вдоль чинных аллей плавно двигались процессии дам и кавалеров в маскарадных костюмах: рыцари и феи, пастухи и нимфы.

Танцы, игры, турниры и пиры чередовались с театральными зрелищами. Автором всех пьес, исполнявшихся в дни “Увеселений Волшебного острова”, был Мольер. Его перу принадлежали и галантная пасторальная комедия-балет “Принцесса Элиды” (король больше всего любил балеты и сам охотно выступал в них), и все другие пьесы.

Исполнителями их были актеры мольеровской труппы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Секрет успеха комедий Мольера