Маскариль (персонаж комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы”)
Маскариль (персонаж комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы”)
Маскариль (Mascarille) – в комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы” (1659, опубл. 1660) слуга Лагранжа. Отвергнутые провинциальными прециозницами Мадлон и Като, их женихи Лагранж и Дюкруази подсылают своих слуг Маскариля и Жодле (под видом маркиза де Маскариля и виконта де Жодле) к девушкам, и те совершенно их очаровывают, потому что лучше, чем их хозяева, усвоили прециозный язык и правила поведения в аристократических салонах.
Образ Маскариля – насмешка над так называемыми
10; пер. Н. Яковлевой). Маскариль сочиняет истории в духе Хлестакова: “Да что там говорить: я еще в кровати, а у меня уже собралось человек пять острословов”; “На мадригалы у меня особый дар.
В настоящее время я перелагаю в мадригалы всю римскую историю”;
Непосредственный источник образа Маскариля – в собственном творчестве Мольера. Эту роль он писал для себя, создавая постоянную сценическую маску. В комедии “Шалый, или Все невпопад” уже появлялся Маскариль – ловкий слуга, помогающий своему недалекому хозяину Лелию соединиться с возлюбленной Селией.
Прообразом Маскариля можно считать итальянскую маску Бригеллы. Мольер исполнил роль Маскариля на премьере комедии (18.11.1659, т-р Пти-Бурбон, Париж) и с огромным успехом играл ее впоследствии. Сохранилось описание Маскариля в мольеровском исполнении, принадлежащее м-ль Дежарден, которая присутствовала на премьере: “…Его парик был настолько велик, что подметал пол каждый раз, как он делал поклон, а шляпа его была настолько мала, что было легко узнать, что маркиз носит ее чаще в руках, чем на голове.
Его воротник мог смело сойти за пеньюар, а шаровары, казалось, были сделаны для того только, чтобы в них могли спрятаться дети, играющие в палочку-воровочку. (…) Целый факел из кисточек выглядывал из его кармана, как из рога изобилия, а его башмаки были так покрыты лентами, что я не в состоянии сказать вам, были ли они сделаны из юфти, из английской коровы или из сафьяна. Я хорошо знаю только то, что они имели с полфута вышины и что мне было очень трудно узнать, каким образом такие высокие и деликатные каблуки могли носить тело маркиза, его ленты, его шаровары и его пудру”. О манере игры Мольера см.
Оргон. Приемы, использованные для создания образа Маскариля, были впоследствии использованы многими писателями (бахвальство гоголевского Хлестакова; смешение аристократической речи с просторечием в образе Элизы Дулитл – “Пигмалион” Шоу, и т. д.). Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. Вл.
А. Луков Произведения и герои: Герои.