Маскариль (персонаж комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы”)



Маскариль (персонаж комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы”)
Маскариль (Mascarille) – в комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы” (1659, опубл. 1660) слуга Лагранжа. Отвергнутые провинциальными прециозницами Мадлон и Като, их женихи Лагранж и Дюкруази подсылают своих слуг Маскариля и Жодле (под видом маркиза де Маскариля и виконта де Жодле) к девушкам, и те совершенно их очаровывают, потому что лучше, чем их хозяева, усвоили прециозный язык и правила поведения в аристократических салонах.

Образ Маскариля – насмешка над так называемыми

острословами (bel esprit) – молодыми аристократами, посещавшими салоны и блиставшими там изысканностью слов и манер. Образец речи Маскариля: “Опасаюсь похищения моего сердца, посягательства на мою независимость. Я вижу, что эти глазки – отъявленные разбойники, они не уважают ничьей свободы и с мужскими сердцами обходятся бесчеловечно” (Явл.

10; пер. Н. Яковлевой). Маскариль сочиняет истории в духе Хлестакова: “Да что там говорить: я еще в кровати, а у меня уже собралось человек пять острословов”; “На мадригалы у меня особый дар.

В настоящее время я перелагаю в мадригалы всю римскую историю”;

“Печатать свои произведения – это ниже моего достоинства, но я делаю это для книгопродавцев: ведь они прямо осаждают меня, надобно же дать им заработать” (Явл. 10). Вместе с тем Маскариль нередко вставляет просторечные выражения, хвалится лентами, шириной наколенников, предлагает понюхать перчатки и парик – вполне реализуя замечание Мольера, высказанное в предисловии к комедии: “…Наипохвальнейшие поступки подвергаются опасности подражания со стороны неумелых обезьян, которые вызывают смех…” Появившиеся хозяева велят сорвать с Маскариля и Жодле не принадлежащие им костюмы и смеются над девушками, которые приняли слуг за аристократов.

Непосредственный источник образа Маскариля – в собственном творчестве Мольера. Эту роль он писал для себя, создавая постоянную сценическую маску. В комедии “Шалый, или Все невпопад” уже появлялся Маскариль – ловкий слуга, помогающий своему недалекому хозяину Лелию соединиться с возлюбленной Селией.

Прообразом Маскариля можно считать итальянскую маску Бригеллы. Мольер исполнил роль Маскариля на премьере комедии (18.11.1659, т-р Пти-Бурбон, Париж) и с огромным успехом играл ее впоследствии. Сохранилось описание Маскариля в мольеровском исполнении, принадлежащее м-ль Дежарден, которая присутствовала на премьере: “…Его парик был настолько велик, что подметал пол каждый раз, как он делал поклон, а шляпа его была настолько мала, что было легко узнать, что маркиз носит ее чаще в руках, чем на голове.

Его воротник мог смело сойти за пеньюар, а шаровары, казалось, были сделаны для того только, чтобы в них могли спрятаться дети, играющие в палочку-воровочку. (…) Целый факел из кисточек выглядывал из его кармана, как из рога изобилия, а его башмаки были так покрыты лентами, что я не в состоянии сказать вам, были ли они сделаны из юфти, из английской коровы или из сафьяна. Я хорошо знаю только то, что они имели с полфута вышины и что мне было очень трудно узнать, каким образом такие высокие и деликатные каблуки могли носить тело маркиза, его ленты, его шаровары и его пудру”. О манере игры Мольера см.

Оргон. Приемы, использованные для создания образа Маскариля, были впоследствии использованы многими писателями (бахвальство гоголевского Хлестакова; смешение аристократической речи с просторечием в образе Элизы Дулитл – “Пигмалион” Шоу, и т. д.). Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. Вл.

А. Луков Произведения и герои: Герои.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Маскариль (персонаж комедии Ж. Б. Мольера “Смешные жеманницы”)