ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР (1622-1673)
Настоящая фамилия Жана Батиста Мольера – Поклен. Он родился в Париже 16 января 1622 года. Отец его был придворный обойщик.
Он не заботился о том, чтобы дать сыну образование. Трудно поверить, но к четырнадцати годам будущий драматург еде выучился читать и писать. Однако способности мальчика стали довольно заметны.
Он не хотел перенимать ремесло отца. Пришлось Поклену-старшему отдать сына в иезуитский коллеж, где он за пять лет становится одним из лучших учеников. Более того: одним
По окончании коллежа Жан Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. Из нескольких друзей организовал молодой человек труппу в Париже и назвал ее “Блистательный театр”. Собственных пьес тогда еще в проекте не значилось.
Поклен взял себе псевдоним Мольер и решил попробовать себя в амплуа трагического актера.
Новый театр успеха не имел и его пришлось закрыть. Мольер отправляется странствовать по Франции с бродячей труппой. Странствия обогащают жизненным опытом. Мольер изучал жизнь различных сословий.
В
В Париж Мольер возвращается в 1658 году. Это уже опытный актер и зрелый литератор. Выступление труппы в Версале перед королевским двором имело успех.
Театр оставляют в Париже. В 1660 году Мольер получает сцену в зале Пале Рояль, построенном еще при кардинале Ришелье.
Всего в столице Франции драматург прожил четырнадцать лет. За это время было создано более тридцати пьес. Известный теоретик литературы
Николя Буало в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру.
Сатирическая направленность правдивых комедий Мольера создала ему множество врагов. Так, например, на комедию “Тартюф”, обличающую лицемерных святош, обиделась и знать, и церковники. Комедию то запрещали, то все-таки разрешали к постановке.
Всю жизнь Мольера преследовали интриганы. Даже похоронам его они пытались помешать.
Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе “Мнимый больной” и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался.
Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело “комедианта” и “нераскаявшегося грешника”.
Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.
Комедии Мольера “Мизантроп”, “Дон Жуан”, “Проделки (плутни) Скапена”, “Скупой”, “Школа жен” и другие до сих пор не сходят со сцены мировых театров.
- Жан Батист Мольер (1622-1673). Краткая летопись жизни и творчества 15 января 1622 г. родился Жан Батист Мольер (поэтический псевдоним Жана Батиста Поклена) в Париже в семье придворного обойщика и мебельщика. Отец надеялся, что сын унаследует его ремесло и звание. Жан Батист учился в приходской школе, с детства увлекался театром. В 1636 г. отец отдает сына в Клермонский колледж. Это был один из наилучших учебных […]...
- Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени План практического занятия 1. Социально-исторические, философские истоки зарождения и становления комедии как жанра классицизма. 2. Мольер – новый драматург, комедиограф. 3. Отражение проблем реальной действительности в комедиях Мольера. 4. Герой Мольера как прообраз человека именно Нового времени. 5. Сложность художественного образа в комедиях Мольера. […]...
- Мольер: он не сразу стал знаменитым Он не сразу стал знаменитым Мольером. Мольер – сценическое имя, которое избрал двадцатилетний Жан Батист Поклен, когда наперекор родительской воле сделался актером. Он родился в 1622 г., в Париже. Отец его, придворный обойщик Поклен, надеялся, что первенец вместе с именем унаследует его ремесло и звание, но все получилось по-другому. Может быть, еще в отрочестве Жан […]...
- Чему учит нас Мольер Сегодня классицизм снова обрел своей популярности. Мольер один из ярких представителей этого направления. Его герои реалистичны, а настоящая красота человека выражается через мировоззрение и разум. Один из самых ярких образов, что создал драматург, является образ буржуа в комедии “Мещанин – шляхтич”. Автор высмеивает буржуа, сегодня комедия не потеряла своей актуальности. Мольер позволяет со стороны посмотреть […]...
- Тартюф или обманщик комедия. (Мольер Ж. Б.) Первая (трехактная) редакция комедии была представлена в придворном театре в Версале 12 мая 1664 года; вторая, под названием “Обманщик”, в театре Пале-Рояль 5 августа 1667 года; третья, окончательная,- там же, 5 февраля 1669 года. Роль Оргона играл Мольер. Комедия была впервые напечатана в 1669 году. На русский язык переведена в 1757 году: “Тартюф, или Лицемер”. […]...
- Мещанин во дворянстве. Комедия Комментарии (Мольер Ж. Б.) Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика XIV, данное Мольеру,- высмеять турецкие церемонии. Оскорбленный фразой турецкого посла, что на лошади его повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции, Людовик сперва велел засадить турка под домашний арест, а затем, выслав его из […]...
- Драматургия Мольера в контексте развития мирового театрального искусства Мольер создатель национальной французской комедии, классик мировой литературы. Его комедия умна, философична, вызывает смех зрителя. Это не “смех ради смеха”, а смех во имя решения важных нравственных и социальных проблем. Театр Мольера – великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым, шутливым языком, ставя перед ним глубочайшие политические, общественные, философские, нравственные проблемы. Не […]...
- Мольер – создатель философско-нравственных пьес Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.3. Мольер – создатель философско-нравственных пьес Комедия “Мизантроп” (1666) явилась одной из первых философско-нравственных пьес. Своей направленностью комедия больше склоняется к трагедийному изображению, в сюжете мало настоящих театральных комедийных приемов, в целом – действия. Пьеса больше основана на диалоге, представляет собой комедию не характеров, […]...
- Дон Жуан или каменный гость. Пьеса (Мольер Ж. Б.) Первое представление было дано в Париже на сцене театра Пале-Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Сганареля исполнял Мольер. Ввиду запрещения пьесы при жизни Мольера “Дон Жуан” напечатан не был. Впервые комедия была напечатана в 1682 году в Полном собрании сочинений Мольера, составленном Лагранжем и Вино. Любопытно отметить, что в амстердамском издании комедий (1675) “Дон Жуан” […]...
- Ж. Б. Мольер. “Мещанин во дворянстве” – сатира на дворянство и невежественных буржуа Цели: показать комическое в пьесе, заключающееся в контрасте между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность; обогатить знания учащихся о комедии как драматургическом классицистическом жанре; совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах и анализа фрагментов комедии. Оборудование: иллюстрации к комедии. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Выполнение тестовых заданий – […]...
- Образ и характер характеристика Эльмиры Дорины по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.) Не менее выигрышны роли представителей другого лагеря. Эльмира, жена Оргона,- воплощение типа уравновешенной, благоразумной женщины. Она дана как в меру кокетливая молодая жена старого мужа. Мужем своим она отнюдь не ослеплена и даже смотрит на него со снисходительной иронией. Она не чуждается светских удовольствий. Отличается полным самообладанием. Именно ее самообладанию обязан Оргон разоблачением Тартюфа. Сцена […]...
- Мнимый больной. Комедия (Мольер Ж. Б.) Первое представление комедии было дано не при дворе, как предполагалось первоначально, а в театре Пале-Рояль 10 февраля 1673 года. Роль Аргана исполнял Мольер. Через несколько часов после четвертого представления этой комедии, 17 февраля 1673 года, Мольер скончался. Первое издание комедии вышло в 1673 году. Первые русские переводы: “Больным быть думающий”, СПб., 1743. “Мнимый больной” (переделка […]...
- Биография Жана-Батиста Мольера Дата рождения: 13 января 1622 года Место рождения: Париж, Франция Дата смерти: 17 февраля 1673 года Место смерти: Париж, Франция Жан-Батист Мольер – французский писатель. Жан-Батист Поклен (настоящая фамилия) был рожден 13 января 1622 года в богатой семье декоратора при дворе короля. Отец был буржуа, поэтому дал сыну отличное образование и воспитание, чтобы тот продолжил […]...
- Почему поучителен жизненный путь Мольера? Судьба Мольера очень интересная и необычная. Непростая жизнь художника характеризует его как человека, который противоречил своему времени, противоречил судьбе, которую навязывали ему родители и общество. Сегодня часто юноши жалуются, что они не имеют возможности жить так, как хотят. Причем они, к сожалению, имеют в виду прежде всего материальный достаток. Им даже не приходит в голову, […]...
- Над чем смеется Мольер в комедии “Мещанин во дворянстве”? Мольер (Жан Батист Поклен) – драматург, поэт, актер – создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как – “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”. И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является “Мещанин во дворянстве”, где автор нарисовал сатирический образ буржуа. Перед нами мещанин Журден – главный герой […]...
- Скупой. Комедия. (Мольер Ж. Б.) Первое представление комедии было дано в Париже в театре Пале-Рояль 9 сентября 1668 года. Роль Гарпагона исполнял Мольер. Первое издание вышло в 1669 году. Первые русские переводы: “Скупой”. Комедии из театра господина Мольера, переведенные Иваном Кропотовым – Т. 1, М., 1757. “Скупой”, перевод С. Т. Аксакова, 1828 – в Полном собрании сочинений С. Т. Аксакова, […]...
- Образ и характер характеристика Оргона по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.) Из экспозиции первого действия мы узнаем, что вся сила Тартюфа – в ослеплении Оргона. И поэтому в каком-то смысле Оргон может рассматриваться героем комедии. Его наивная доверчивость, его святошество сделали из Тартюфа домашнего тирана. Оргон слегка сродни Сганарелю ранних комедий Мольера. Это человек с затуманенным сознанием. Его “простота” делает его маньяком. Поверив Тартюфу, он ни […]...
- Образ и характер характеристика Тартюфа по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.) “Тартюф” – признанная вершина творчества Мольера. В этой комедии счастливо сочетается идеологическая насыщенность с художественным совершенством. Замечательны выведенные в ней характеры. В пьесе почти нет “подсобных” персонажей с условной характеристикой. Едва ли не наиболее бледными получились Мариана, дочь Оргона, и Валер, ее возлюбленный. Впрочем, такого рода персонажи были довольно привычны для французской комедии XVII века, […]...
- Мещанин во дворянстве. Комедия спектакль на заказ (Мольер Ж. Б.) Второй эпизод связан с осмеянием разбогатевших претенциозных буржуа, набиравших силу в сословном французском обществе, и с выпадом (пусть слегка замаскированным!) против сословия дворянского в лице стремительно деградировавшей аристократии. После “Тартюфа” Мольер снова вернулся к заказным сценариям для пышных придворных празднеств, не переставая помышлять о своем заветном. Заказы не давали Мольеру передышки, и он пришел к […]...
- Мольер Ж.-Б. биография МОЛЬЕР (ПОКЛЕН), ЖАН-БАТИСТ (Molire (Poquelin) Jean-Baptiste) (1622-1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать. В 1631-1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и […]...
- Что кажется актуальным сегодня у Мольера? Чем он современен? Произведения Жана Батиста Мольера по духу очень близки русскому народу. Мольер знал, что комедийное искусство задевает современников больше и глубже, нежели трагедия. Его жизненным кредо было -“развлекая, поучать”. Мольер всегда вел борьбу за то, чтобы утвердить свои пьесы на сцене. В них он изобразил самых различных обитателей Франции. Священники, вельможи, учителя, девицы на выданье, писатели […]...
- Что высмеивает Мольер в комедии “Мещанин во дворянстве”, сочинение “Мещанин во дворянстве” – это не единственная пьеса, в которой Мольер высмеивает дворянство. Это одна из наиболее ярких комедий, в которой автор показывает сатирический образ буржуа. Изображая излишне доверчивого и доброго купца Журдена, Мольер осуждает его тщеславие и стремление приобрести дворянские манеры любыми путями. Журден нанимает разных учителей, чтобы те научили его манерам, танцам и […]...
- Сочинение доклад Жизнь и судьба Мольера Судьба Мольера очень интересная и необыкновенная. Непростая жизнь художника характеризует его как человека, который противоречил своему времени, противоречила судьбе, которую навязывали ему родители и общество. Сегодня часто юноши жалуются, что они не имеют возможности жить так, как хотят. Причем они, к сожалению, уделяют внимание прежде всего материальному достатку. Им даже не приходит мысль, что когда-то […]...
- Сочинение по литературе на тему Что высмеивает Мольер? Школьное сочинение по комедии ” Мещанин во дворянстве “. Смех – острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками: лицемерием и ползанием, гонористостью и спесивостью, скряжничеством, подхалимством… Китайский философ Конфуций сказал: “Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло, смеяться над ней – это уничтожать его”. А французский писатель Франсуа Рабле в предисловии к […]...
- Конспект урока: П. Корнель, Ж. Расин, Ф. Ларошфуко, Ж. Б. Мольер – комедиограф, актер, театральный деятель Цель : учебная: представить общие сведения о французском классицизме, исторических условиях его возникновения, раскрыть теоретические основы классицистической литературы в трактате Н. Буало “Поэтическое искусство”, осветить основные события жизни Мольера; развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности и связной речи учеников; воспитательная: воспитывать у учеников уважение к деятелям искусства. Тип урока : урок-обзор. Оборудование : репродукции картин Н. […]...
- Образ и характер характеристика Пернеля по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.) Небольшая роль Пернель (матери Оргона) дополняет характеристику “святошества”. Пернель – это тот же Оргон, но с еще большей слепотой. Она начинает комедию, и эта вступительная сцена дает быструю и надежную мотивированную экспозицию пьесы. Суровая старуха с предельной нетерпимостью обличает всех членов семьи Оргона. Сразу обрисовывается два лагеря; сразу действующие лица получают свою характеристику; сразу вводится […]...
- Характеристика героя Доримена, Мещанин во дворянстве, Мольер Доримена Маркиза Доримена – представительница аристократии, вдова из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”. За ней тайно ухаживают господин Журден и граф Дорант. Ради нее Журден готов научиться светским манерами и стать истинным дворянином. Он тратит безумные суммы на то, чтобы угодить маркизе, в то время как хитрый и циничный граф Дорант приписывает все эти растраты […]...
- Характеристика героя Клеонт, Мещанин во дворянстве, Мольер Клеонт Клеонт – представитель молодого поколения в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, юноша, влюбленный в дочь господина Журдена. Люсиль также отвечает ему взаимностью, но господин Журден против их брака, так как Клеонт не дворянских кровей. Госпожу Журден такой зять устраивает и она напоминает мужу, что он и сам из мещанского сословия. Но Журден непреклонен. Он […]...
- Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Комедия – непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. […]...
- Живучесть образа Журдена Читая комедию Мольера, невольно думаешь, что великий драматург каким-то мистическим образом увидел и наше время – современных Журденов, когда люди необразованные, порой даже малограмотные стремятся получить и титул и власть. Журдены никогда не умрут, пока будут люди, считающие, что можно купить то, что не дано природой. В чем-то герой Мольера вызывает даже сочувствие – ведь […]...
- Краткое изложение Мнимый больной Мольер Мольер Мнимый больной После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на […]...
- Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Молодой Мольер видел, что коротенькие комические пьески вызывают большой интерес у публики. Поэтому комедиограф развивает новые черты комедии в соответствии с потребностями зрителей. Комедиограф не опрощает проблематику […]...
- Биография Мольера (1622 – 1673) Жан-Батист Мольер (MOLIERE), настоящая фамилия Поклеп, – великий французский комедиограф, создавший эпоху в истории не только отечественного, но и мирового театра. Под гипнотическим влиянием комедийного искусства этого мастера в свое время находилась вся Европа и не в последнюю очередь Россия. Он и до сего времени в орбите самого пристального внимания не только […]...
- Сочинение на тему: Чем можно объяснить поступки Журдена в произведении Мещанин во дворянстве, Мольер Чем можно объяснить поступки Журдена Комедия – это не простой жанр. Создателем классической комедии считается Жан-Батист Поклен, более известный под псевдонимом Мольер. Его работы остроумны и полны философских идей. В своей комедии “Мещанин во дворянстве” он поднял одну из наиболее актуальных тем 17-го столетия – попытку мелкой буржуазии проникнуть в мир аристократии. Ради получения титулов […]...
- История написания комедии Мольера “Тартюф, или Обманщик” На шестой день празднеств, 1 мая, версальские зрители увидели новую комедию “Тартюф, или Обманщик”. Она ничем не напоминала изящные пасторали или пышные балеты. Не дриады и нимфы, а обыкновенные французские горожане появились на сцене. И то, что происходило с ними, было не только смешно, но и страшно; проходимец в рясе, Тартюф втерся в дом честного […]...
- Интересные факты из жизни Ж. Б. Мольера Будущий драматург жил в доме, который парижане называли “обезьяньим”. На рогах приятного трехэтажного сооружения строитель XV столетия расположил скульптурные деревянные изображения померанцевых деревьев, на которых маленькие обезьянки срывали плоды. “Доброжелатели” говорили, что ничего странного нет в том, что старший сын уважаемого Поклена стал шутом. Драматург не отказался от своих обезьян и на закате дней, проектируя […]...
- Скупой – Мольер Элиза, дочь Гарпагона, и юноша Валер полюбили друг друга уже давно, и произошло это при весьма романтических обстоятельствах – Валер спас девушку из бурных морских волн, когда корабль, на котором оба они плыли, потерпел крушение. Чувство Валера было так сильно, что он поселился в Париже и поступил дворецким к отцу Элизы. Молодые люди мечтали пожениться, […]...
- Краткое содержание Мещанин во дворянстве Мольер Мольер Мещанин во дворянстве Казалось бы, чего еще нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье – все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего […]...
- Краткое содержание “Школа жен” Мольер Пьесу предваряет посвящение Генриетте Английской, супруге брата короля, официального покровителя труппы. Авторское предисловие извещает читателей о том, что ответы осудившим пьесу содержатся в “Критике” (имеется в виду комедия в одном действии “Критика “Школы жен””, 1663 г.). Два старинных приятеля – Кризальд и Арнольф – обсуждают намерение последнего жениться. Кризальд напоминает, что Арнольф всегда смеялся над […]...
- Краткое изложение Мизантроп Мольер Мольер Мизантроп Своим нравом, убеждениями и поступками Альцест не переставал удивлять близких ему людей, и вот теперь даже старого своего друга Филинта он отказывался считать другом – за то, что тот чересчур радушно беседовал с человеком, имя которого мог потом лишь с большим трудом припомнить. С точки зрения Альцеста, тем самым его бывший друг продемонстрировал […]...