Анализ стихотворения Тютчева “Дым”



Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева – романа “Дым”, опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического пафоса. Первый критический отклик – эпиграмма, озаглавленная “И дым отечества нам сладок и приятен!”, – апеллирует к опыту прошлого.

Цитируя державинский афоризм, лирический субъект противопоставляет две концепции образа дыма – традиционную, символизирующую

любовь к родине, и тургеневскую трактовку, по мнению поэта, несправедливо очерняющую российскую действительность.

Название второго стихотворения совпадает с заглавием тургеневского произведения. Содержание поэтического текста основано на развернутой антитезе, сталкивающей образы “волшебного леса” и “дымного призрака”, порожденного последствиями пожара.

Содержание первой части посвящено пейзажной зарисовке лесной чащи. Лирический субъект не скупится на положительные характеристики: он определяет образ как “могучий”, “прекрасный”, “роскошный”, “дивный”, исполненный

жизни, населенный разнообразными обитателями. Сравнения с миром, изобилующим чудесами, и “светлым пиром”, также призваны передать авторское восхищение.

В центральном эпизоде появляется лирическое “мы”: герои признаются, что им близок и дорог таинственный лес. Неожиданные страшные перемены обескураживают людей, и смена эмоций передается чередой риторических вопросов. Герои не сразу понимают, что именно находится перед их глазами.

Перебрав несколько вариантов, они находят доминанту нового пейзажа – дым, “безотрадный” и “бесконечный”.

Предпоследний катрен изображает печальную картину пожарища. Покореженные пни, “обожженные сучья”, “зловещий треск” огней – пейзаж не только вызывает грусть, но отталкивает, внушает неприязнь. Разум лирического “мы” протестует, отказываясь принимать отвратительные перемены и характеризуя неприглядный пейзаж как сон.

В финале “Дыма” звучит оптимистический прогноз: герой уверен, что мрачный чад развеется, как мираж, и в лесном мире вновь воцарится гармония.

Интертекстуальные связи стихотворения моделируют второй план лирической ситуации – символический. Образ лесной чащи связан с ранним тургеневским творчеством, в котором Тютчева привлекал глубокий подход к описанию природы. Дымовая завеса, заслоняющая красоту родного края, ассоциируется с идейным содержанием романа, которое поэт не счел возможным принять.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Дым”