Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева — романа «Дым», опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического пафоса. Первый критический отклик — эпиграмма, озаглавленная «И дым отечества нам сладок и приятен!», — апеллирует к опыту прошлого.
Цитируя державинский афоризм, лирический субъект противопоставляет две концепции образа дыма — традиционную, символизирующую любовь к родине, и тургеневскую трактовку, по мнению поэта, несправедливо очерняющую российскую действительность.
Название второго стихотворения совпадает с заглавием тургеневского произведения. Содержание поэтического текста основано на развернутой антитезе, сталкивающей образы «волшебного леса» и «дымного призрака», порожденного последствиями пожара.
Содержание первой части посвящено пейзажной зарисовке лесной чащи. Лирический субъект не скупится на положительные характеристики: он определяет образ как «могучий», «прекрасный», «роскошный», «дивный», исполненный жизни, населенный разнообразными обитателями. Сравнения с миром, изобилующим чудесами, и «светлым пиром», также призваны передать авторское восхищение.
В центральном эпизоде появляется лирическое «мы»: герои признаются, что им близок и дорог таинственный лес. Неожиданные страшные перемены обескураживают людей, и смена эмоций передается чередой риторических вопросов. Герои не сразу понимают, что именно находится перед их глазами.
Перебрав несколько вариантов, они находят доминанту нового пейзажа — дым, «безотрадный» и «бесконечный».
Предпоследний катрен изображает печальную картину пожарища. Покореженные пни, «обожженные сучья», «зловещий треск» огней — пейзаж не только вызывает грусть, но отталкивает, внушает неприязнь. Разум лирического «мы» протестует, отказываясь принимать отвратительные перемены и характеризуя неприглядный пейзаж как сон.
В финале «Дыма» звучит оптимистический прогноз: герой уверен, что мрачный чад развеется, как мираж, и в лесном мире вновь воцарится гармония.
Интертекстуальные связи стихотворения моделируют второй план лирической ситуации — символический. Образ лесной чащи связан с ранним тургеневским творчеством, в котором Тютчева привлекал глубокий подход к описанию природы. Дымовая завеса, заслоняющая красоту родного края, ассоциируется с идейным содержанием романа, которое поэт не счел возможным принять.
- Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Тютчева «Тени сизые смесились…» (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Полдень Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень». Ф.И. Тютчев — поэт-философ, который отразил в своем творчестве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в Космосе управляется мощной созидательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармонично выстроенная. Тема стихотворения — изображение южного пейзажа ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине» Русской женщине В стихотворении «Русской женщине» Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Я помню время золотое…» Тютчева Ф. И Стихотворение Ф. Тютчева «Я помню время золотое…» посвящено А. М. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведения описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспоминаниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счастлив: ... Читать далее...
- «Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро» Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека. Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…» Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения — тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: «милый образ, незабвенный», «недостижимый, ... Читать далее...
- «Чародейкою зимою» анализ стихотворения Тютчева Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение «Чародейкою зимою» было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года. Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…» Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и «божий мужичок», добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, — многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции. Стихотворение, датированное 1899 ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…» Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового поместья. От города-крепости остались лишь курганы, напоминающие о трагической судьбе Вщижа и его жителей, погибнувших под натиском татар. Упоминание о курганах содержит поэтический текст, появившийся ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Сны» Сакральный смысл тютчевской ночи проявляется в устремлениях «очарованной души». Она тонко чувствует «сладкий трепет» природы, освободившейся от дневного шума, и жаждет оказаться среди звезд, подобных «живым очам». Однако картины ночного пейзажа амбивалентны: под «покровом златотканым» светлого дня кроется бездна со «страхами и мглами». С наступлением поры темноты и «всемирного молчанья» уходят преграды, стоящие между родом ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева «День и ночь» (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Потоксгустился и тускнеет…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском «Современнике». Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. В нем присутствуют элементы пейзажа. Произведение делится на две ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Русской женщине» Ф. И. Тютчева В стихотворении «Русской женщине» Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, по мнению ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Над этой темною толпой…» Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется «произволом более деспотическим», чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» Ночь — важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) — дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим ... Читать далее...
- «Я встретил вас» анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение «Я встретил вас», по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы» В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850-51 гг. Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, — нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, — воплощение внутреннего мира человека во ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825» Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, — основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Пожары» Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации — излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. «В лазури пламенной и чистой», «в непорочных снегах», «огнецветно» сияющих на солнце, появляются ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «В душном воздуха молчанье…» Наблюдение за «раскатами молодыми» майских гроз и веселым «грохотом летних бурь» — излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение «избытка жизни», формула которого смоделирована в произведении » ... Читать далее...
- Анализ Стихотворения Тютчева «Наш век» Стихотворение «Наш век». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведений, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказываются в положительной форме, где открываются нам его положительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века». Произведение мы можем отнести к философской ... Читать далее...
- Анализ стихотворения К. Б. Я встретил вас и все былое… Тютчева Стихотворение Ф. И. Тютчева «Я встретил вас — и все былое…» так же известно, как «К. Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…». Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума» Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру «Буря на небе вечернем…» (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича — шесть. У Афанасия Афанасиевича — восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на «ты». Известный факт творчества поэта — ... Читать далее...
- «Полдень» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник». Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…» Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций. Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором ... Читать далее...
- «Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения — предвкушение грозы. Гроза — одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Какое дикое ущелье!…» Горы — один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе — «Альпы», » Хоть я и свил гнездо в долине…», «Утро в горах». По мнению литературоведа Пумпянского, горные пейзажи позволяют наиболее ярко раскрыть идею двоемирия природы, продемонстрировать соотнесенность сфер. В лирике горы принято изображать в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как неразгаданная тайна…» Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне — супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Когда дряхлеющие силы…» Стихотворение «Когда дряхлеющие силы…», написанное в 1866 году, относится к поздней лирике Тютчева. В нем затрагивается тема медленного истощения жизни. Лирический герой произведения понимает, что его земной путь подходит к концу, что пришла пора дать место новым поколениям. Частое явление — люди пожилые жалуются на окружающую их действительность, им не нравится изменившийся мир. В рассматриваемом ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…» Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, — тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз, во второй части задействован горизонтальный план, устремленный в перспективу. Начинает пейзажную зарисовку образ облаков — легких, невесомых, тающих в небесной синеве. Река сравнивается с «зеркалом ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Весна» Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение «Весна», написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки ... Читать далее...
- «День и ночь» анализ стихотворения Тютчева Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему — Противопоставление дня ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович ... Читать далее...
- «Видение» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея», а спустя 25 лет — в журнале «Современник». Стихотворение относится к «ночным» стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира «сумеречного» состояния Вселенной. Для самого «ночного» русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»; Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая — делает окончательный ... Читать далее...
Анализ стихотворения Тютчева «Дым»