Анализ стихотворения Тютчева “Как неожиданно и ярко…”
Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.
Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое “будничное” наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: “воздушная арка”, “радужное
Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры “воздвиглась” и “изнемогла”. Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.
Огромный размер радуги – предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала.
Если
Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами.
Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического “ты” и глаголов в повелительном наклонении: “лови”, “смотри”. Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.
Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.
Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Потоксгустился и тускнеет…” было написано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском “Современнике”. Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. В нем присутствуют элементы пейзажа. Произведение делится на две […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Пожары” Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации – излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. “В лазури пламенной и чистой”, “в непорочных снегах”, “огнецветно” сияющих на солнце, появляются […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “В душном воздуха молчанье…” Наблюдение за “раскатами молодыми” майских гроз и веселым “грохотом летних бурь” – излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение “избытка жизни”, формула которого смоделирована в произведении ” […]...
- “Весенняя гроза” анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале “Галатея”. Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева Ф. И Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева “Тени сизые смесились” является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. Поэт описывает ночные раздумья лирического героя, его невыразимую тоску. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. Внешне спокойная ночная атмосфера и глубочайшая внутренняя тоска лирического героя словно стремятся друг […]...
- Анализ стихотворения “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” Тютчева Ф. И Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” Тютчева Ф. И В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […]...
- “Фонтан” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Фонтан”, написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы “Фауста” Гете. В “Фонтане” Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы. Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- “Полдень” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Полдень”, написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале “Современник”. Стихотворение “Полдень” входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена […]...
- Анализ стихотворения “Я помню время золотое…” Тютчева Ф. И Стихотворение Ф. Тютчева “Я помню время золотое…” посвящено А. М. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведения описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспоминаниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счастлив: […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес” Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Утро в горах” Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами – небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит “удушливо-земному” существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении “Снежные горы”, первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. “Дольный мир” предстает пассивным, “полусонным” и обессиленным, а “выси ледяные” полны жизни – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…” Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на “ты”. Известный факт творчества поэта – […]...
- Анализ стихотворения “Поэзия” Ф. И. Тютчева Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия “с небес слетает к нам – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Смотри, как роща зеленеет…” Стихотворение “Смотри, как роща зеленеет…”, написанное в конце августа 1857 года, – это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Вечер” Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации. “Вечер”, создание которого относят к 1825-1829 гг., начинается с “фирменной” лексической анафоры “Как”. Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Поэзия” Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор (“Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей”). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- “Осенний вечер” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […]...
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим В первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […]...
- Анализ стихотворения “О, как убийственно мы любим” Тютчева “О, как убийственно мы любим” (1851). Стихотворение вошло в денисьевский цикл, посвященной Елене Александровне Денисьевой, гражданской жене Тютчева, которую он любил и с которой прожил четырнадцать лет. В глазах петербургского света Е. А. Денисьева была осуждена и отвергнута, это ускорило ее смерть от чахотки в 1864 году. Стихотворение звучит как исповедь, исполненная трагизма, боли, горечи […]...
- “Лебедь” анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение “Лебедь” Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала “Современник”. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения. Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того […]...
- Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […]...
- “Вечер” анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово “вечер”? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. “Встретимся вечером! ” – звучит многообещающе. В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- “Листья” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Листья”, созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число Пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью. В основе поэтической пьесы лежит Олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. […]...
- “Проблеск” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Проблеск” – одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к “мюнхенскому” периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе “Урания”. В 1854 году “Проблеск” был напечатан в журнале “Современник”. В первом зрелом произведении Тютчева, высоко […]...
- Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Море и утес” В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий – “грохот летних бурь”, бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался хаос мирозданья. Человек у Тютчева всегда был одинок и бессилен в этом хаосе природного мира. Думается, именно об этом говорит поэт в стихотворении “Море и […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Итак, опять увиделся я с вами…” Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на “полнейшую и окончательную скуку”, захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о “зачарованном мире детства”, который давно и бесследно […]...
- Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…”; Тютчева “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […]...
- “Я встретил вас” анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8 Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева “Осенний вечер”. Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы. В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Близнецы” В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для “денисьевского цикла”, к которому относят и “Близнецов”, написанных в 1850-51 гг. Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […]...
- “Близнецы” анализ стихотворения Тютчева Зрелое стихотворение “Близнецы” написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году. Созданное в Романтическом стиле, стихотворение в жанре Лирического фрагмента относится к Философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему […]...
- “С поляны коршун поднялся…” анализ стихотворения Тютчева Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “С поляны коршун поднялся” в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Я очи знал,- о, эти очи! Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их […]...
- “О, как убийственно мы любим…” анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение “О, как убийственно мы любим” было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале “Современник” № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.). Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее […]...