Анализ стихотворения Тютчева “В душном воздуха молчанье…”

Наблюдение за “раскатами молодыми” майских гроз и веселым “грохотом летних бурь” – излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение “избытка жизни”, формула которого смоделирована в произведении ” Сияет солнце, воды блещут…”

Темы и настроения, характерные

для тютчевского творчества, нашли отображение в стихотворении 1835 г., композиция которого разделяет текст на два эпизода. Первый из них посвящен природной зарисовке и впечатлениям героя, оформленным в виде философского обобщения. Вторая часть написана в форме обращения к лирическому “ты”, юной деве.

Тишина и духота, в окружении которых обостряются цветочные ароматы и кажется резким негромкое жужжание насекомых, – категории, организующие художественное пространство зачина. Они рождают “предчувствие грозы”, которое подтверждается акустическим образом грома, возникающим в начале второго

катрена. Изображение молнии, подтверждающее справедливость догадок лирического субъекта, завершает летний пейзаж.

Яркая метафора с антропоморфным значением “небо опоясалось” предваряет вывод: чувство переполнения жизнью, сконцентрированное “в знойном воздухе”, сравнивается с “божественным напитком”, волнующим человеческую кровь.

Череду риторических восклицаний сменяют настойчивые вопросы, адресованные лирическому “ты”. В тексте двух катренов, детализирующих эмоции героини, лексическая анафора “что” повторяется пять раз. Внимательный и сострадательный собеседник описывают эмоции девушки, однако причина, вызвавшая беспокойство, тоску и страх, остается неизвестной. Оставив расспросы, лирический субъект концентрируется на внешнем проявлении чувств – плаче.

И в этом случае побеждает неопределенность: финальная дилемма, уподобляющая слезы дождевым каплям, не разрешается.

Женский образ, погруженный в загадочный мир природы и близкий ему, появляется в произведении ” Восток белел. Ладья катилась…”, датированном тем же периодом. Молитва юной героини – своеобразный момент истины: ликующее небо, отражающееся в глазах, и “капли огневые” слез свидетельствуют о причастности к тайнам неземных сфер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “В душном воздуха молчанье…”