Анализ стихотворения Тютчева “Пожары”

Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации – излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. “В лазури пламенной и чистой”, “в непорочных снегах”, “огнецветно” сияющих на солнце, появляются “небесные ангелы”.

Амбивалентная сущность огненной стихии

проявляется и в реалистичных пейзажных картинах, и в характеристике мучительной любви, слезы которой способны опалить и выжечь юную прелесть возлюбленной.

Изображение “пожарища печального” – центральная тема стихотворения 1868 г. Зловещий пейзаж, мрачный колорит которого подчеркивают “мертвый кустарник” да рядок “обожженных елей”, застелен дымом. Последний образ, характеризуемый как “бездна”, обретает статус самоцитаты, отсылая читателя к грозному “бесконечному” предшественнику, возникшему годом ранее в поэтическом

пространстве стихотворения ” Дым”. Многочисленные лексические анафоры поддерживают господство пейзажной доминанты на стилистическом уровне.

Риторический вопрос, которым задается герой-наблюдатель, отражает бесплодные попытки отыскать среди обугленного леса виновника природного бедствия – огонь. Основываясь на сравнении с животным, “красным зверем”, поэт оживляет образ, обогащая его характеристики чертами поведения, присущего осторожному и опасному хищнику. С помощью художественных средств подчеркивается лидирующая роль огненной стихии: именно она, а не сплошная дымовая завеса организует “вражью силу”, противостоящую людям.

Истинная расстановка образов становится ясной с приходом ночи.

Финальная сцена представляет беспомощного человека, застывшего в растерянности перед пугающей мощью природы. Антитеза “властелин” – “дитя”, смоделированная в концовке, указывает на более чем скромное положение, уготованное роду человеческому в авторской картине мира. Подобный мотив, унаследованный из лирики Ломоносова, характерен для зрелого тютчевского творчества.

В произведении “Святая ночь на небосклон взошла…” “царь земли”, более похожий на немощного и голого “сироту бездомного”, оказывается один на один с непостижимой и манящей “пропастию темной”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Пожары”