Анализ стихотворения Тютчева Полдень

Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева “Полдень”.

Ф.И. Тютчев – поэт-философ, который отразил в своем твор­честве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в Космосе управляется мощной сози­дательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармо­нично выстроенная.

Тема стихотворения – изображение южного пейзажа в жар­кий полдень где-то на берегах Адриатики. Вспоминается кар­тина Карла Брюллова “Итальянский полдень”.

Налицо близость тем: жара, томление в неподвижном воздухе, природное изо­билие. Почему природа может позволить себе быть “ленивой”?

Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы ее не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стихотворения.

Пан, божество лесов и полей, – олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем ее часть.

Вот почему стихотворение Ф.И. Тютчева “Полдень” – при­мер не только пейзажной, но и философской лирики.

Каков же лирический герой стихотворения? Это конечно же близкий по мироощущению самому поэту человек-мыслитель. Он в окружении

изображенного пейзажа и как сторонний на­блюдатель вне его.

Описание безмолвного, напоенного солнцем пейзажа дано в ровных, спокойных тонах – под стать разлитому в природе настроению. Пафос стихотворения – спокойное созерцание грандиозной картины мироздания и размышления о ней (здесь “пафос” – чувство).

Описанный в стихотворении пейзаж, реальный, зримый, привычен. Он заключает в себе систему образов стихотворения: полдень, зной, медленные воды реки, лениво тающие облака и совершенно естественно возникающий на этом фоне образ древнего божества, олицетворяющего природу, – Пана.

Но почему так неспешно, лениво живет природа? Почему же не тревожат ее поиски, страсти, боли людские? А.С.

Пушкин писал о предназначении “равнодушной” природы – “красою вечною сиять”.

Не раз повторяющееся в стихотворении наречие “лениво” передает это состояние неподвижности, равнодушия и покоя.

Стихотворение написано двухстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифма перекрестная. Еще ее определение – точная.

Число одинаковых звуков, гласных и со­гласных, в рифмующихся словах максимальное.

Стихотворение содержит предложения с обратным порядком слов, инверсией. Автор добивается того, что слово звучит более ярко, оно более веско подчеркнуто логически.

Повторяющиеся звуки м, н, р, н (одна группа), а также т, д, б (вторая группа) придают строчкам мягкое для слуха звучание и являют собой пример аллитерации.

Перед нами маленький шедевр философской лирики Тют­чева, отражающий “пейзаж души” лирического героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева Полдень