Анализ стихотворения Тютчева “От жизни той, что бушевала здесь…”
Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового поместья. От города-крепости остались лишь курганы, напоминающие о трагической судьбе Вщижа и его жителей, погибнувших под натиском татар.
Упоминание о курганах содержит поэтический текст, появившийся под свежим впечатлением от путешествия. Нельзя утверждать, что пейзажная картина насыщена приметами конкретной
Если курганы упоминаются вскользь, то образ деревьев развернут в антропоморфной манере, присущей тютчевской поэтике.
В пейзажное полотно вплетены размышления лирического “я”, отсылающие читателя к прошлому – жестокой борьбе страстей и кровавым сражениям. Весь эпизод организован на антитезе: символом настоящего становятся могучие раскидистые дубы, а минувшее, почти
Содержание завершающих катренов посвящено философской теме вечности природы, в рамках которой разворачивается еще одна антитеза. Ее компонентами выступают вечная “бездна” внешнего мира и краткое человеческое существование. Лирический субъект беспощаден к “царю земли”, пребывающему в поте и пыли: его прошлое – “призрачные годы”, и “бесполезные” подвиги настоящего имеют общий исход, который не зависит от моральной стороны поступков.
Метафора “греза природы” демонстрирует робкие догадки представителей рода человеческого о своем скромном амплуа в тютчевской космогонии. Лексема “дети”, отчасти противоречащая с понятием грезы, зыбкого видения, определяет черты истинного портрета человека – трагического, но лишенного иллюзий.
Знаковый и многоликий образ бездны описан двумя сложными эпитетами: “всепоглощающая” и “миротворная”. Философская категория, в лирике Тютчева обозначающая беспредельное и вечное внеземное бытие, в контексте итогового стихотворения лишена семантики “рокового” и зловещего. Она не грозит смертным возмездием и наказанием, а сулит умиротворение и покой.
- Анализ стихотворения Тютчева “Близнецы” В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для “денисьевского цикла”, к которому относят и “Близнецов”, написанных в 1850-51 гг. Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Дым” Два произведения, появившиеся весной 1867 г., передают авторскую оценку творения Тургенева – романа “Дым”, опубликованного несколькими неделями ранее. Содержание произведения Тютчеву не понравилось: поэт счел его излишне пессимистичным, лишенным патриотического пафоса. Первый критический отклик – эпиграмма, озаглавленная “И дым отечества нам сладок и приятен!”, – апеллирует к опыту прошлого. Цитируя державинский афоризм, лирический субъект противопоставляет […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Утро в горах” Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами – небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит “удушливо-земному” существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении “Снежные горы”, первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. “Дольный мир” предстает пассивным, “полусонным” и обессиленным, а “выси ледяные” полны жизни – […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Безумие” “Безумие” считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Над этой темною толпой…” Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется “произволом более деспотическим”, чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)” По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева “принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики”. Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период […]...
- Анализ стихотворения Фета “Как здесь свежо под липою густою…” Фету удавалось создавать необыкновенные пейзажные стихотворения, наполненные яркими красками, запахами, звуками. Его картины природы настолько точны, настолько богаты на детали, что кажутся осязаемыми. В небольшой зарисовке “Как здесь свежо под липою густою…” изображен жаркий летний день. В анализируемом тексте перед читателем предстает постепенное расширение пространства. Сначала взгляд поэта сосредоточен на лирическом герое, нашедшем спасение от […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Так в жизни есть мгновения…” Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в прошлом, поэтому приходится жить лишь воспоминаниями. Федору Тютчеву в этом отношении повезло гораздо больше, так как уже в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену […]...
- Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…”; Тютчева “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “В разлуке есть высокое значенье…” Поэтическая миниатюра, датированная августом 1851 г., адресована Эрнестине Федоровне, второй супруге автора. Охлаждение в семейных отношениях было вызвано известием о новом романе Тютчева. Проблематика стихотворения сложна: она располагается на стыке любовной и философской тем, и пограничная позиция допускает двойственные трактовки короткого текста. Подобная противоречивость отчасти объясняется авторской интерпретацией понятия. В переписке поэта сохранились свидетельства двоякого […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “В душном воздуха молчанье…” Наблюдение за “раскатами молодыми” майских гроз и веселым “грохотом летних бурь” – излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение “избытка жизни”, формула которого смоделирована в произведении ” […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Какое дикое ущелье!…” Горы – один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе – “Альпы”, ” Хоть я и свил гнездо в долине…”, “Утро в горах”. По мнению литературоведа Пумпянского, горные пейзажи позволяют наиболее ярко раскрыть идею двоемирия природы, продемонстрировать соотнесенность сфер. В лирике горы принято изображать в […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Святая ночь на небосклон взошла…” Ночь – важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) – дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Хоть я и свил гнездо в долине…” Панорама горных вершин, противостоящая пространству долин, – таков сквозной образ, появляющийся в тютчевских текстах начиная с ранней пейзажной лирики. Классическая антитеза воплощает оппозицию небесного и земного начал, ключевую для натурфилософского мировоззрения автора. Модель мира, созданная по законам двойственности, представлена посредством природных зарисовок, организованных по вертикали: ее высшая точка близка и причастна к неземным сферам. По […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как неожиданно и ярко…” Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций. Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое “будничное” наименование природного явления. Вместо этого автором […]...
- “О, как убийственно мы любим…” анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение “О, как убийственно мы любим” было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале “Современник” № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.). Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “14-е декабря 1825” Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, – основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей […]...
- Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как над горячею золой…” Антитеза, противопоставляющая обыденное прозябание ярким эмоциям романтика, организует поэтический текст, датированный 1829-30 гг. В основе лежит развернутое сравнение жизненного пути с образом свитка, отсылающее к античным и библейским источникам. Возможно, что текст содержит аллюзии на творчество современников Тютчева: в 1829 г. было опубликовано пушкинское “Воспоминание”, в котором герой “с отвращением” читает “длинный свиток” неприглядных поступков […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева “Сижу задумчив и один…” Стихотворение “Сижу задумчив и один…” предположительно было написано Ф.И. Тютчевым в 1835 году. Произведение относится к философской лирике. Стиль его – романтический. Жанр произведения – лирическая медитация с элементами философского размышления, в нем звучат элегические ноты. Первая строфа раскрывает нам чувства лирического героя – печаль, одиночество, порожденные мыслями о прошлом: Сижу задумчив и один, На […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Что ты клонишь над водами…” Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки. Образ […]...
- “Я встретил вас” анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Все мы бражники здесь, блудницы…” В конце декабря 1911 года в Санкт-Петербурге открылся арт-подвал “Бродячая собака”. Достаточно быстро он стал центром культурной жизни столицы Российской империи. В нем собирались представители различных творческих профессий и направлений в искусстве. Открыл заведение антрепренер Борис Константинович Пронин (1875-1946). Для росписи стен кафе он пригласил известного художника Сергея Юрьевича Судейкина (1882-1946). В подвале устраивались лекции, […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Как здесь хорошо и приятно…” В начале 1850-х годов Алексей Константинович Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Женщина не могла похвастаться симпатичным лицом, зато она была хорошо образована, обаятельна и общительна. Сердце писателя ей удалось покорить без особого труда. Спустя короткое время после первой встречи Толстой посвятил возлюбленной стихотворение “Средь шумного бала, случайно…”, ставшее впоследствии широко известным и положенное на […]...
- “Смотри, как на речном просторе…” . Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева Т Ютчева часто называют поэтом-философом. Он не был поэтом философской школы подобно Веневитинову или Баратынскому – “художнику философских мгновений”, но был “мудрецом”, как сказал К. Бальмонт. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины. Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило ее философскими обобщениями, сквозными […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как дымный столп светлеет в вышине!…” Миниатюра “Как дымный столп светлеет в тишине!..”, написанная в конце 1840-х годов и состоящая всего из пяти строк, представляет собой прекрасный образец натурфилософской лирики Тютчева, которая занимает важнейшее место в его творческом наследии. Рассматриваемый текст начинается с восклицания, что обеспечивает ему фрагментарный характер. У читателя возникает ощущение, будто он случайно подслушал пару реплик в чьем-то […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Обвеян вещею дремотой…” Стихотворение “Обвеян вещею дремотой…” – настоящая жемчужина пейзажной лирики Тютчева. Лев Толстой пометил его буквой “К.!!” (“Красота.!!”). Благожелательно отозвался о нем и Иван Аксаков. По его мнению, особенно удалось поэту первое пятистишее, отличающееся правдою и красотой. Кроме того, Аксаков отметил, что в сравнении с другим тютчевским стихотворением “Осенним вечером” выигрывает “Обвеян вещею дремотой…”. Во втором […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях – это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы […]...
- “С поляны коршун поднялся…” анализ стихотворения Тютчева Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “С поляны коршун поднялся” в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, […]...
- Анализ стихотворения “Здесь лапы у елей дрожат на весу…” Высочкого В. С “Здесь лапы у елей дрожат на весу…” Стихотворение B. C. Высоцкого “Здесь лапы у елей дрожат на весу…” яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство – заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Полдень Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева “Полдень”. Ф.И. Тютчев – поэт-философ, который отразил в своем творчестве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в Космосе управляется мощной созидательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармонично выстроенная. Тема стихотворения – изображение южного пейзажа […]...
- Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
- “Осенний вечер” анализ стихотворения Тютчева Стихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Потоксгустился и тускнеет…” было написано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском “Современнике”. Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. В нем присутствуют элементы пейзажа. Произведение делится на две […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Пожары” Пугающая красота стихии и ее противоречивые трансформации – излюбленный предмет наблюдения тютчевского лирического героя. Образ огня, возникающий в ранних творениях, встречается в панорамах горных вершин, ясного неба и закатного солнца. Используя богатую культурологическую символику, автор ассоциирует огненную тему с присутствием божественного начала. “В лазури пламенной и чистой”, “в непорочных снегах”, “огнецветно” сияющих на солнце, появляются […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Здесь все то же, то же, что и прежде…” Произведение появилось весной 1912 г., которую молодые супруги Гумилевы провели в Италии. Интересно, что идейно-образное содержание анализируемого текста не связано с заграничными впечатлениями, а восходит к русскому фольклорному началу, тяготение к которому характерно для поэтического мировоззрения Ахматовой. Драматичный и лаконичный сюжет, нарочитая недосказанность, касающаяся предыстории лирической ситуации, – особенности, позволяющие выявить в тексте признаки балладного […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Восток белел. Ладья катилась…” Произведение, датированное первой половиной 1830-х гг., поражает стройностью строфического рисунка: синтаксическое сходство четверостиший доведено до максимума. Лексическая анафора “восток”, начинающая каждый из трех катренов, соседствует с еще одним художественным приемом – градацией. Стилистическая фигура представлена рядом “белел” – “алел” – “вспылал”. На комплекс глаголов возложено несколько функций: он передает ход времени и связанные с ним […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […]...
- Анализ стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” Тютчева Ф. И В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […]...