Анализ стихотворения “Сороковые” – Самойлов
Д. Самойлов (Кауфман) – поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен.
Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.
Стихотворение “Сороковые” было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале “Новый мир”.
Большая
Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.
Стихотворение имеет кольцевую композицию.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…
Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: “извещенья похоронные”, “перестуки эшелонные”, “накатанные рельсы”, “погорельцы”. Слово “роковые” несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает “страшные годы”, несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей.
Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: “сороковые”, “роковые”, “фронтовые”, “похоронные”, “перестуки”, “рельсы”, “погорельцы”. Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части – до и после войны.
В мире – дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: “Просторно.
Холодно. Высоко”. В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю.
Каков будет ее финал?
Центральная часть стихотворения – это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного мальчишку “в замурзанной ушанке”, с вырезанной из банки звездочкой.
Он “худой, веселый и задорный”, старается казаться сильным, мужественным. У него – “табак в кисете”, “мундштук наборный”, он балагурит с девушками, старается хромать “сильнее” из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица.
Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..
Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни – юности. Вместе с тем эти строфы – уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны.
Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет (“сороковые, роковые, свинцовые, пороховые”, “в замурзанной ушанке”), метафору (“Война гуляет по России…”), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор (“И погорельцы, погорельцы…”), риторическое восклицание (“Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность!”).