Анализ Стихотворения Лермонтова “Из-под таинственной, холодной полумаски…”

Стихотворение “Из-под таинственной, холодной полумаски…”.

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Из-под таинственной, холодной полумас­ки…” было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его – романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…”. В контексте всего творчества поэта мы можем

рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу.

В душе его (как и любого романтического героя) – противостояние мечты и реальности. Мечта – это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее – “отрадный голос”, “локон свое­вольный”, “живые речи”.

Но мечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, “холодная полумаска” передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст – это дерзкий вызов, брошенный герою.

Получается, что

даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты (“плени­тельные глазки”), слова высокого стиля (“девственных ланит”). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню.

И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: “И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я”. Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся “как старые друзья”.

Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности.

Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа – это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты (“из-под таинственной, холодной полумаски”), сравнение (“отрадный, как мечта”), метафору (“бес­плотное виденье ношу в душе моей”), инверсию (“родных куд­рей покинувший волну”), лексику высокого стиля (“девствен­ных ланит”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ Стихотворения Лермонтова “Из-под таинственной, холодной полумаски…”