“Цицерон” анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение “Цицерон” Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе “Десница” на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал “Современник”.

В стихотворении, принадлежащем к Философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема “Цицерона”

– миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с “мудрецом” прошлого).

Созданное в Романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – Четырехстопным ямбом. Поэт использовал в “Цицероне” охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.

В композиционном плане стихотворение

включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.

В первых четырех строках, имеющих Элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона “Брут” поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: “Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!” (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются Одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам – “небожителям”, поскольку такой человек может передать свои впечатления от “высоких зрелищ” будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией “пира во время чумы”, “упоения” среди катастрофы.

Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как Инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и Аллитерация (повтор звука “р” в строках: “Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги”).

Произведение насыщено лексикой “высокого стиля” (небожитель, величье, чаша бессмертия) и Архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.

Средствами художественной выразительности в “Цицероне” выступают Эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и Метафоры (“Из чаши их бессмертье пил!”, “Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!”).

Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: “блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Цицерон” анализ стихотворения Тютчева