Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу” Есенина
“Не жалею, не зову, не плачу…” (1921)
Грустные философские размышления о быстротечности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина.
Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…” написано, когда автору было всего 26 лет. Сам Есенин так объяснял это: “Поэту необходимо чаще думать о смерти… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который размышляет о прожитой жизни, об ушедшей юности. Все лучшее осталось и прошлом:
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Очень многое соединилось в простом и обычном, казалось бы, эпитете розовый. Здесь и цвет зари, и оттенок нереальности происходящего, и радостные ожидания, так свойственные юности (вспомним устойчивые сочетания “розовые очки”, “жизнь в розовом свете”).
Розовый конь – романтический и символический образ. Это символ восхода солнца, весны, радости, чего-то светлого
Но и реальный крестьянский конь, на котором скакал Есенин в юности, тоже становился розовым в лучах восходящего солнца. Однако юность прошла, и теперь сердце лирического героя тронуто холодком безверия и разочарования. Розовый цвет плавно переходит в холодную медь:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Невозможно не заметить также использованный автором прием антитезы – противопоставления. Весенние цветущие яблони поэт противопоставляет осеннему золоту увядания, то есть детство и юность противопоставляет старости, юношеские мечты – разочарованиям взрослой жизни.
В стихотворении много красивых поэтических образов: здесь и “белых яблонь дым”, и “страна березового ситца”, и медь листьев кленов, и “весенняя гулкая рань”.
Самобытны, неожиданны и в то же время близки и понятны метафоры: “золото увяданья”, “буйство глаз и половодье чувств”, “пламень уст”. А слова поэта: “Все пройдет, как с белых яблонь дым” – воспринимаются теперь нами как афоризм.
Заканчивается стихотворение словами, в которых выражено принятие жизни такой, какая она есть, – с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. И хотя последнее слово в стихотворении – “умереть”, акцент в заключительной строфе (и логический и интонационный) приходится на слова “благословенно” и “процвесть”:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку – так они мелодичны.
Это стихотворение тоже стало известной и многими любимой песней. И дело не только в задушевности содержания – почти каждая строчка этого удивительного произведения инструментована определенными звуками (например, из гласных в первой строфе преобладает а, во второй – и, в третьей – е, потом опять а и е).
И написано стихотворение тем же самым размером, который обычно использовался в народных песнях, – пятистопным хореем.