Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу” Есенина

“Не жалею, не зову, не плачу…” (1921)

Грустные философские размышления о быстро­течности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина.

Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…” написано, когда автору было всего 26 лет. Сам Есенин так объяснял это: “Поэту необходимо чаще думать о смерти… только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.

Стихотворение написано в форме монолога лири­ческого героя, который размышляет о прожитой жизни, об ушедшей юности. Все лучшее осталось и прошлом:

сердце уже “тронуто холодком”, в нем вс<' реже просыпается "дух бродяжий", навсегда утра­чена свежесть чувств. поэт восклицает:

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Очень многое соединилось в простом и обычном, казалось бы, эпитете розовый. Здесь и цвет зари, и оттенок нереальности происходящего, и радостные ожидания, так свойственные юности (вспомним устойчивые сочетания “розовые очки”, “жизнь в розовом свете”).

Розовый конь – романтический и символический образ. Это символ восхода солнца, весны, радости, чего-то светлого

и чистого.

Но и реальный крестьянский конь, на котором скакал Есенин в юности, тоже становился розовым в лучах восходящего солнца. Однако юность прошла, и теперь сердце лирического героя тронуто холодком безверия и разочарования. Розовый цвет плавно пере­ходит в холодную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Невозможно не заметить также использованный автором прием антитезы – противопоставления. Весенние цветущие яблони поэт противопоставляет осеннему золоту увядания, то есть детство и юность противопоставляет старости, юношеские мечты – разочарованиям взрослой жизни.

В стихотворении много красивых поэтических об­разов: здесь и “белых яблонь дым”, и “страна бере­зового ситца”, и медь листьев кленов, и “весенняя гулкая рань”.

Самобытны, неожиданны и в то же время близки и понятны метафоры: “золото увяданья”, “буйство глаз и половодье чувств”, “пламень уст”. А слова поэта: “Все пройдет, как с белых яблонь дым” – вос­принимаются теперь нами как афоризм.

Заканчивается стихотворение словами, в которых выражено принятие жизни такой, какая она есть, – с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. И хотя последнее слово в стихотворении – “уме­реть”, акцент в заключительной строфе (и логиче­ский и интонационный) приходится на слова “благо­словенно” и “процвесть”:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Многие стихи Сергея Есенина положены на музы­ку – так они мелодичны.

Это стихотворение тоже стало известной и многими любимой песней. И дело не только в задушевности содержания – почти каждая строчка этого удиви­тельного произведения инструментована опреде­ленными звуками (например, из гласных в первой строфе преобладает а, во второй – и, в третьей – е, потом опять а и е).

И написано стихотворение тем же самым раз­мером, который обычно использовался в народных песнях, – пятистопным хореем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу” Есенина