Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА “ОТЧЕГО”
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА “ОТЧЕГО”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.
Стихотворение “Отчего” было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен.
Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: “Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся
По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лермонтов – едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…”.
М.А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение “На светские цепи…”.
Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его – лирическая миниатюра романсного типа с элементами философской медитации.
Исследователи
Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он открывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спасти, сберечь “молодость цветущую” любимой женщины.
Основные чувства лирического героя – это грусть, горькое осознание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив противостояния искреннего, чистого, свободного человека и светской толпы.
Произведение имеет кольцевую композицию: открывается и заканчивается оно обозначением одного и того же чувства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в начале стихотворения, и в финале его:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: “цветущая молодость” героини противопоставлена “молвы коварному гоненью”, “светлый день” – “слезам и тоске”. Финальная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.
Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворения основана на формах разговорного языка. “Именно поэтому три предложения, составляющие произведение, совершенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе – две, а третье – одну. В соответствии с их строением эти предложения обусловливают ритмические переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, – из второго в третий, из четвертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце нечетных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритмическими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой. Однако такая сложность строфы “Отчего” только видимая, так как связана с безыскусственностью, простотой, даже “прозаичностью” ее, делающей ненужными какие бы то ни было образные убранства и риторические украшения.
Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословного, но проникновенного”. Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты (“молодость цветущую”, “коварное гоненье”, “сладкое мгновенье”), метафору (“Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”), инверсию (“молодость цветущую твою”), синтаксический параллелизм (начало и финал стихотворения).
Стихотворение “Отчего” является шедевром любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта воспринимает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.
Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев – стихотворения “Чему молилась ты с любовью…”, “Она сидела на полу…”
Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив молвы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.