Анализ стихотворения Лермонтова “К Л.- (У ног других не забывал…)”

Автобиографическая основа лермонтовского творения 1831 г. несомненна, но вопрос о прототипе, лирической музе юного поэта, остается открытым. Варвара Лопухина, Екатерина Сушкова или Наталья Иванова – у исследователей есть основания связать историю создания произведения с каждой из этих дам.

Происхождение другого источника, литературного, более чем прозрачно. К нему отсылает подзаголовок произведения. Со стансами Байрона, посвященными неизвестной леди в связи с отплытием автора из Англии, связаны тема морского путешествия и мотивы расставания

с возлюбленной.

Рефрен “Love but one” декларирует романтическое одиночество и трагизм высоких чувств лирического “я”.

Лермонтовский герой убежден, что вечная любовь, идеальная и прекрасная, случается лишь однажды. Остальные увлечения кратковременны и несерьезны, они порождают лишь страдания о “любви прежних дней”. Господствует над мучительными воспоминаниями всемогущая и жестокая память, которая именуется “демоном-властелином”.

Невозможность забвения утраченной любви побуждает лирического героя к странничеству. Мотив морского путешествия “в безвестную страну”,

один из лидирующих в байроновском варианте, здесь лишен самостоятельности. В лермонтовской версии он выглядит попыткой бегства лирического субъекта от воспоминаний и собственных размышлений.

Показательно, что душевные муки, вызванные утратой высокого чувства, являются уделом героя: его избранница успела забыть своего “певца”.

Финальное восьмистишие продолжает тему страданий, порожденных “демоном” памяти. Движения души героя надежно скрыты от “шумного света”: повторение лексем “кто”, “как” и “сколько” подчеркивает тщательность, с которой оберегаются заветные тайны. Заключительные строки утверждают тщетность поисков утраченной гармонии: “былая тишина” никогда не вернется.

Рефрен “Люблю, люблю одну”, заключающий каждую строфу, содержит анафору. При помощи художественного приема лирический герой постоянно возвращается к теме безвозвратной утраты истинной любви.

Байроновским творением навеяно другое стихотворение, появившееся на свет годом ранее, – “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор…”) Тема вечной любви здесь представлена по-другому: пережив потерю высокого чувства, герой ощущает “сердечную пустоту” и крушение надежд – не только сиюминутных земных, но и будущих, небесных.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “К Л.- (У ног других не забывал…)”