Анализ стихотворения “Дума”; Лермонтова
“Дума”; (1838). Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. В нем поэт в глобальном масштабе размышляет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные пороки.
Осуждая современное поколение, поэт не поучает, а сострадает, не отделяя себя от поколения. В лирическом произведении преобладает гражданская лексика. Мучительное, с резкими перепадами настроение лирического героя передают различные художественные приемы: перепады ритма, переносы стиха, обилие инверсий, повторов, обособленных членов предложения.
Меж тем под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно.
Кольцевая композиция стихотворения способствует постепенному раскрытию главной мысли поэта: беспросветность будущего современного поэту поколения. Беда поколения: отсутствие социальных, гражданских целей. Даже наука бесплодна, не в состоянии преодолеть рутину жизни, вывести из кризиса:
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный
Лирический герой принадлежит к поколению, для которого главным являются духовное одиночество, гонения, противоречивость. Бесхитростные радости наслаждения не приносят удовлетворения:
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли,
Из каждой радости, бояся пресыщенья.
Мы лучший сок навеки извлекли.
С темой поколения в стихотворении смыкается тема одиночества: лирический герой ке находит единомышленников в обществе, не видит идеалов в жизни, которые могли бы объединить, сплотить людей. Приговор, вынесенный поэтом поколению, суров:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
С. П. Шевырев назвал стихотворение “ужасной эпитафией всему молодому поколению”. В. Г. Белинский подчеркивал, что “эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорблен ного духа, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. Если под “сатирою” должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, – то “Дума” Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии”.
Глоссарий:
– анализ стихотворения дума лермонтова по плану
– дума лермонтов анализ
– анализ стихотворения дума лермонтова
– анализ стихотворения лермонтова дума кратко
– анализ стихотворения лермонтова дума по плану
Related posts:
- Анализ стихотворения Лермонтова Дума Тихотворение “Дума” М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт. Неторопливый темп и печальное настроение “Думы” приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно […]...
- Анализ стихотворения Дума Свойства поколения, отраженные в элегии “Дума” В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколения, рожденного после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году. Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не […]...
- Анализ стихотворения “Молитва” Лермонтова “Молитва” (1837). По мнению С. Наровчатова: “Молитва” – шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте”. Лирический герой обращается к Матери Божьей с единственной просьбой: … вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о […]...
- Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- “Дума” анализ стихотворения Лермонтова Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени. Стихотворение “Дума” было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. […]...
- Полный анализ стихотворения Лермонтова ” Дума”. (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше поколенье”. Лермонтов показывает нам, что будущее этого поколения” иль пусто, иль темно”, так как люди живут без цели, люди стали равнодушны ко всему. Композиция.” Дума” состоит из сорока четырех стихов, […]...
- Анализ стихотворения “Прощай, немытая Россия” Лермонтова “Прощай, немытая Россия” (1841). В стихотворении выражено презрение к России официальной, к народу, терпящему тиранию и превратившемуся в нацию рабов: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Лирический герой мечтает покинуть “страну рабов, страну господ”, скрыться от постоянного преследования властей: Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь […]...
- Анализ стихотворения “Тучи” Лермонтова “Тучи” (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране Риторические вопросы, используемые в тексте стихотворения. помогаю г […]...
- Анализ стихотворения “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…” (1840). Стихотворению предпослана дата – 1 января. Рождаются новый год, новая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует с самой да той – 1 января. В начале стихотворения несколькими точными строками поэт изображает надменных, духовно бедных людей “большого света”. В “пестрой толпе” звучат […]...
- Анализ стихотворения “И скучно и грустно..” Лермонтова “И скучно и грустно..” (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят – все лучшие годы! Любить… но кого же? на время – не стоит труда, […]...
- Анализ стихотворения “Родина” Лермонтова “Родина” (1841). По своему содержанию стихотворение резко контрастирует с другим лирическим произведением поэта “Прощай, немытая Россия”. В “Родине” выражена тонкая, чистая любовь к России народной. Композиционно в произведении можно выделить две части: в первой части поэт с присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, признается в искренней любви к истинной родине: Люблю отчизну […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова “Дума” Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей […]...
- Анализ стихотворения “Дума” М. Ю. Лермонтова Лермонтов “бичевал” не только людей “завистливого и душного” света, но и часть дворянской интеллигенции, не способную служить обществу. “Дума” – поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Стихотворение написано ямбом, по большей части шестистопным (” Печально я гляжу на наше поколенье!”). Этот размер придает стиху плавность, некоторую задумчивость, неторопливость, что соответствует характеру раздумья. Но в тексте встречаются […]...
- Анализ стихотворения “Нет, я не Байрон, я другой…” Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832). В этом стихотворении отразились романтические устремления юного Лермонтова. Поэт на примере судьбы Байрона как бы предугадывает будущий конфликт между творцом-художником и обществом: Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Поэт выражает уверенность в своем избранническом уделе: Кто толпе мои расскажет думы? Я – или Бог […]...
- Анализ стихотворения “На севере диком стоит одиноко…” Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…” (1841). “На севере диком…” является вольным переводом стихотворения Г. Гейне немецкого поэта – “Сосна стоит одиноко”. Главная тема произведения Гейне – разлука двух влюбленных. Основная тема стихотворения Лермонтова – трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: “Одета, как […]...
- Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Дума” Главная тема стихотворения – это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10-20-х годах, не поколение “отцов”, т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как “ошибка” (“Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…”). Новое поколение […]...
- Анализ стихотворения “Желание” Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова “Желание” следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. […]...
- Анализ стихотворения “Два великана” Лермонтова “Два великана” (1832). Стихотворение написано об Отечественной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произведение построено на аллегории: столкновение русских и французов изображено как состязание великанов: В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказывается выражение отношения поэта к соперникам. […]...
- Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю” Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю” (1841). Стихотворение обращено к молодой девушке, дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Александровну Лопухину. С помощью данного лирического произведения Лермонтов стремится передать собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью. В стихотворении не создается образ любимой женщины, нет признания ей в любви. По словам […]...
- Анализ стихотворения “Кавказ” Лермонтова “Кавказ” (1830). Стихотворение отличается особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и величии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта – воспоминанием о матери: В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Комментарием к автобиографическим […]...
- Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения “Дума”) Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задается вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Парус” Со стихотворением великого русского писателя и поэта Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” я познакомился в далеком детстве. С тех пор я считаю его своим любимым произведением этого автора. Оно поразило меня своей красотой, глубиной мыслей и переживаниями, которые поэт выразил в нем. И по сей день, я продолжаю восхищаться стихотворением “Парус”. Оно наполнено удивительными, яркими и […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Волна и дума” Небольшое стихотворение “Волна и дума” создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру “Буря на небе вечернем…” (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума” “Дума” – одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками и славянофилами, между революционными демократами и либералами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые предприняло царское правительство по отношению ко […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Нищий” Анализ стихотворения “Нищий” Лермонтова предполагает подробное рассмотрение текста стихотворения, истории его создания, основной темы, а также использования поэтических средств. История создания стихотворения “Нищий” Стихотворение “Нищий” было написано в 1830 году. Данное произведение входит в так называемый “сушковский” цикл, к которому относятся произведения Лермонтова, написанные под воздействием любовного чувства к прелестной девушке Екатерине Сушковой. Как известно, […]...
- Анализ стихотворения “Гамлет” Пастернак “Гамлет” (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении “Гамлет” лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего “сумрака ночи”. Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова “Бородино” и “Дума” Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова “Бородино” и “Дума” Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения – “Бородино” и “Дума”. На первый взгляд, это совершенно разные произведения – одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта – “пустому, бесплодному поколению”. Однако, при […]...
- Анализ стихотворения “О сущем” Твардовский “О сущем”. Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен – без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […]...
- Анализ стихотворения “Три пальмы” Лермонтова “Три пальмы” (1839). В этом стихотворении Лермонтов при ходит к философскому обобщению о смысле жизни и о сущности человека. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Стихотворение сюжетно: в пусты не растут “три гордые пальмы”, которые недовольны своим существованием и бросают вызов Богу: богоборческий мотив: Не прав твой, о небо, святой приговор… […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Анализ стихотворения “Неуютная жидкая лунность…” Есенин “Неуютная жидкая лунность…” (1925). В стихотворении поэт пересматривает свое отношение к Руси советской. “Бедная, нищая полевая Русь” времен его “резвой юности” сопоставляется с “каменной и стальной” Россией будущего по принципу контраста. Лирический герой уже не испытывает восторга от любования природой: “даже яблонь весеннюю вьюгу” он “за бледность полей разлюбил”. “Неуютная жидкая лунность”, березы, тополя своим […]...
- “Дума” сильнейшее стихотворение Лермонтова “Дума” – одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать, определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками и славянофилами, между революционными демократами и либералами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые предприняло царское правительство по отношению ко […]...
- Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения “Смерть поэта” Лермонтова “Смерть поэта” (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова “Дума” и “Бородино” Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей […]...
- Анализ стихотворения “Я сегодня так грустно настроен…” Некрасов “Я сегодня так грустно настроен…” (1854). Центральный мотив стихотворения – мотив грусти, одиночества. Лирический герой – человек с противоречивой, напряженной, сложной внутренней жизнью. В начале стихотворения лирический герой изображен в период глубокой депрессии, душевной усталости, когда спокойствие является следствием тяжелого Отчаяния: Я сегодня так грустно настроен, Так устал от мучительных дум, Так глубоко, глубоко спокоен […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать Тема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в этом стихотворении. Перед нами стихотворение-рассуждение героя о бессмысленности жизни, об окружающем его одиночестве. У него не осталось мечтаний, идеалом, стремлений […]...
- Сопоставление стихотворений Лермонтова “Дума” и “Монолог” Полезно провести сопоставление стихотворений “Дума” и “Монолог”. Найти сходные образы в этих стихотворениях, общее в облике их героев и подумать об изменении авторского отношения к своим современникам. Сходных строчек и образов не так уж мало в этих стихотворениях, но в “Думе” они конкретнее, точнее, выразительнее, а развитие и изменение их помогает ясно увидеть, насколько решителен […]...