Анализ стихотворения “Проводы у военкомата” – Окуджава

Стихотворение “Проводы у военкомата” было написано в 1988 году. Впервые опубликовано в журнале “Огонек”. Оно посвящено другу поэта, художнику Борису Биргеру.

Стихотворение открывается мотивом разлуки, прощания: играет духовой оркестр, звуки его восхитительны (они медом разливаются в воздухе) и вместе с тем пронзительно-щемящи. Вот появляется лирический герой – юный мальчик, “мо­лодой и бедовый”, “с черным чубчиком”, “с болью в глазах”. Его губы растянуты “в улыбке”. Вероятно, герой испуган, он переживает

боль разлуки, страх возможных потерь. “Машут ручки нелепо и споро” – исследователи отмечали, что в этой фразе присутствует что-то игрушечное, ненастоящее.

Вероят­но, речь здесь идет о лирическом герое, марширующем в строю, смешно и неловко, напоминающем нам оловянного солдати­ка, детскую игрушку. Эта картина вызывает у читателя доб­рую и грустную улыбку, но уже далее возникает мотив рока, ощущение грядущей трагедии: крики скорбные тянутся вслед, и безумцем из черного хора нарисован грядущий сюжет.

Мы понимаем, что будущее героя

неопределенно, его ждут серьезные испытания, требующие от него душевной стойкос­ти, мужества, терпения. “Музыка бравурная” контрастирует с этими чувствами и передает ощущение безвозвратного пе­релома в судьбе. Вместе с героем мы понимаем, что не будет возврата “ни к любви и ни к прочим делам”. Мотив будущих испытаний развивается в последней строфе:

Раскаляются медные трубы – превращаются в пламя и дым.

И в улыбке растянуты губы, чтоб запомнился я молодым.

Эта строки ассоциируются у нас с фразеологизмом (“прой­ти огонь, воду и медные трубы”). Вероятно, все это предстоит испытать лирическому герою. Начинается и заканчивается стихотворение мотивом музыки, юности.

В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции. Однако в финале эти мотивы расширяются и осложняются темой грядущих испытаний и темой памяти (“чтоб запомнился я молодым”).

Это произведение мы можем сопоставить со стихотворе­нием Д. Самойлова “Сороковые”, со стихотворением К. Си­монова “Из дневника”.

Стихотворение написано катренами, рифмовка – пере­крестная. Поэт использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитет (“звук медовый”, “музыкой бра­вурной”), анафору (1-я строфа), метафору (“судьба попо­лам…”, “Раскаляются медные трубы – превращаются в пла­мя и дым…”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Проводы у военкомата” – Окуджава