Анализ стихотворения Лермонтова «Гроза»
Художественная манера поэта формировалась под знаком романтизма. По этой причине его лирический герой приобретает черты сильной личности, борца и мятежника, трагического любовника и страдальца. Он противостоит «ветхому миру», и одиночество становится расплатой за вызов общественным порядкам.
В «Грозе», датированной 1829-1830 гг., бесстрашный герой-романтик изображается на фоне природной стихии. Произведение построено в форме страстного монолога, однако сначала лирический субъект обращает внимание читателя не на свои чувства,
В картине морской грозы доминирует группа лексики, объединенная по принципу активного действия. Показательно, что в нее включены многочисленные глаголы и деепричастия: «ревет», «хлещут», «толпяся», «метется», «летай», «свистите». В цветовом решении преобладает темный оттенок, который периодически перебивается «огнистой лентой» молнии.
Колористическая доминанта окружается разнообразными художественными приемами: кроме метафоры, молния получает сравнение со змеей и эпитет «печальная». Поэт использует и олицетворения: этот вид тропа задействован
Суммируя пейзажные впечатления, поэт нагнетает лексику с коннотациями тревоги, признаков мощи и силы. Неожиданно появляется антитеза: бушующей картине грозы противостоит лирический субъект. В отличие от кипучей стихии он сохраняет неподвижность. Герой «недвижим» не только внешне, но и в душе.
Он спокоен, холоден и даже равнодушен.
В монологе объясняются причины хладнокровного поведения лирического «я»: герой испытал обман в любви и в жизненных ожиданиях, стал жертвой злых сплетен и клеветы. После бури негативных эмоций, череды разочарований и предательств не страшны бури природные. Оба риторических вопроса, посвященные теме крушения надежд, имеют сложную структуру.
В них душевные муки сравниваются с природными явлениями — мощью стихии, огнем молнии.
В финальном катрене закрепляется антитеза «бушующая природа» — «неподвижный герой». Она усиливается бесстрашным призывом к стихии: однородные глаголы в повелительном наклонении адресованы молнии и ветрам.
По аналогичным принципам построено художественное пространство другого лермонтовского творения — «Гроза шумит в морях с конца в конец…» Шторм застигает лирического героя на корабле. Здесь мрачное спокойствие романтика не нарушают «бурные воды» моря, крики «ужаса» и «моленья» моряков.
- Анализ стихотворения «Гроза идет» Заболоцкого Н. А «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»). Основным […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»). Основным изобразительно-выразительным средством […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении — грозе, ее можно считать главной героиней этого произведения. Используя литературные образы, автору удается представить в образе грозы неотвратимость жизненных испытаний, близость человека и природы. Стихотворение начинается с великолепного описание пейзажей, чувствуется любовь автора к родной природе и тоска человека, лишенного возможности вкушать радость от […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Мой друг, напрасное старанье!…)» Аналогичная лирическая ситуация и идентичность мотивов объединяют стихотворение Лермонтова 1832 г. с другим произведением — » Оставь напрасные заботы…» Оба творения связаны с именем Варвары Лопухиной, к которой поэт испытывал серьезное искреннее чувство. Герой, обращаясь к своей возлюбленной, будто продолжает начатый диалог. За пределами поэтического текста остаются упреки в скрытности характера, на которые дает ответ […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Оставь напрасные заботы…)» Произведение 1832 г. обращено к Варваре Лопухиной, милой юной девушке, сердечную симпатию к которой поэт сохранил на долгие годы. Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим «ты». Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние «святого счастья». Лирический герой, напротив, не ощущает […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая — делает окончательный […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «А. О. Смирновой» Адресат произведения 1840 г. — Александра Смирнова-Россет, женщина яркая и одаренная. До замужества она служила фрейлиной у двух императриц, пользовалась их благосклонностью за редкий ум, тактичность и вкус. Смирнову привлекала культурная жизнь, она посещала салон дочери Карамзина и сама организовывала подобные встречи, была в дружеских отношениях с выдающимися литераторами того времени. Лермонтов, направившись с визитом […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идет». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял ее в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания. Читателю с первых строк становится понятно, что в произведение идет речь, о таком природном явление, как гроза. Вначале поэт часто […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом» В 1830-31 гг. юный автор создает удивительное по философской глубине произведение, которое выбивается из романтической традиции ранней лермонтовской лирики. С первой строки герой, скиталец и творец, декларирует необъятность художественного пространства, которое ограничено лишь одним условием — присутствием «небесного свода». Развивая образ дома-Вселенной, лирический субъект продолжает поражать космическими размерами: крыша достигает звезд, а стены разделены не […]...
- Анализ стихотворения «Гром» Державина Г. Р Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека — его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении «Гром». Лирическое произведение Державина […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Вечер после дождя» Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829-30 гг. Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: […]...
- «Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа. Основной темой стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Державина Гром Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека — его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматриваются поэтом в стихотворении «Гром». Лирическое произведение Державина […]...
- Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель» Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения. «Мгла» — так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: «светлая невеста», сестра, дочь и жена. В первой строке декларируется любовь героя […]...
- Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова «Смерть поэта» (1837). Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, ознаменовав открытие основного периода творчества Лермонтова. Благодаря этому стихотворению поэт становится известен всей России. Таким образом была продекламирована преемственность между двумя величайшими поэтами России: А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В произведении сконцентрированы основные темы всего позднего периода творчества Лермонтова: отношение к […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России. В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что «страна порочна». В […]...
- Анализ стихотворения «И скучно и грустно..» Лермонтова «И скучно и грустно..» (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого же? на время — не стоит труда, […]...
- Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова План История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения История создания Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте — в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. […]...
- Анализ стихотворения «Гроза» Заболоцкий «Гроза». В стихотворении не только декларируется родство природы с духовной жизнью человека: в картине приближения грозы проступает сходство с творчеством, с рождением поэзии: Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов — первых слов на родном языке. […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…» Конфликт романтического героя и общества — важнейший для лермонтовской поэтики. «Свет», который пренебрежительно именуется «толпой», ценит лишь «ничтожество» и враждебен человеку свободному, мыслящему, талантливому. Искренний и смелый герой сталкивается с клеветой и обманом, которые метафорически уподобляются ядовитому веществу: романтику пришлось почувствовать на себе «злобы яд» и «яд сердечный». Стихотворение 1837 г. начинается с декларации: лирический […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. «Весенние гроза» «Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определенный смысл: весна для Тютчева — символ обновления природы и человеческой души. Вот почему все стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью […]...
- Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА. Стихотворение «Отчего» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. «Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой» В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета «сушковского цикла» — летние месяцы 1830 г., которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной. Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей. Стилистика стихотворения, […]...
- Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840). Стихотворению предпослана дата — 1 января. Рождаются новый год, новая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует с самой да той — 1 января. В начале стихотворения несколькими точными строками поэт изображает надменных, духовно бедных людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат […]...
- «Тучи» анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего […]...
- Анализ стихотворения «Дума»; Лермонтова «Дума»; (1838). Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. В нем поэт в глобальном масштабе размышляет над судьбой поколения 30-х годов, исследует его социальные и духовные пороки. Осуждая современное поколение, поэт не поучает, а сострадает, не отделяя себя от поколения. В лирическом произведении преобладает гражданская лексика. Мучительное, с резкими перепадами настроение лирического героя передают различные художественные […]...
- Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический. Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творчеством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам маскарад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным названием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте […]...
- «Парус» анализ стихотворения Лермонтова Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского. В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Война» Интерес к теме ратного подвига возник у юного поэта еще до поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Романтически настроенный юноша с детства был наслышан о мужестве представителей своего рода, начиная с его основателя шотландца Георга Лермонта, который стал русским офицером. Еще одним обстоятельством, определившим внимание автора к теме, стала русско-турецкая война, разразившаяся в […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Зови надежду сновиденьем…» Короткий, но выразительный пример лермонтовской любовной лирики, датированный 1831 г., пережил несколько авторских редакций. В первом варианте центральное место отводится образу любящей женщины, сторонницы честных и сердечных отношений. Вторая строфа первоначальной версии вошла в посвящение «Прими мой дар, моя мадона!» к поэме «Демон». Позже автор внес в стихотворный текст небольшие изменения, которые поменяли акценты отношений […]...
- «Благодарю» анализ стихотворения Лермонтова Тонкий шлейф иронии, перемежающийся с пряными нотками горести и тихой грусти, таким видится произведение М. Ю. Лермонтова «Благодарю» . Это стихотворение написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой, светской красавице, которой юный поэт был увлечен. Любовь, еще не осознанная, но уже отвергнутая, безудержная борьба обиды за холодное отношение с переполняющими сердце эмоциями создают психологический […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Опасение» Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», — и пытается отказаться от прекрасного, но рокового мучительного чувства. В «Опасении», созданном в 1830 г., тема отречения от любви приобретает оригинальное звучание. Форма «Опасения» представляет собой монолог-обращение к […]...
- Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова «Молитва» (1837). По мнению С. Наровчатова: «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте». Лирический герой обращается к Матери Божьей с единственной просьбой: … вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о […]...
- Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, присутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он […]...
- Анализ стихотворения Гумилева «Девочка» Автобиографичность — несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с «дикой девочкой» Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы» В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850-51 гг. Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности […]...
- Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова «Родина» (1841). По своему содержанию стихотворение резко контрастирует с другим лирическим произведением поэта «Прощай, немытая Россия». В «Родине» выражена тонкая, чистая любовь к России народной. Композиционно в произведении можно выделить две части: в первой части поэт с присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного патриотизма, признается в искренней любви к истинной родине: Люблю отчизну […]...
- Анализ стихотворения Фета «О нет, не стану звать утраченную радость…» В концепцию художественного пространства усадьбы, разработанную фетовской лирикой, включен образ «доброго, старого сада». Уютный, обихоженный человеческими руками уголок природы становится сценой для романтических свиданий, наблюдений за естественными трансформациями окружающего мира и внезапных философских открытий. «Знакомые места», к числу которых прежде всего относится липовая аллея, хранят память о далеких детстве и юности. Сюда возвращается уставший и […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «К Л.- (У ног других не забывал…)» Автобиографическая основа лермонтовского творения 1831 г. несомненна, но вопрос о прототипе, лирической музе юного поэта, остается открытым. Варвара Лопухина, Екатерина Сушкова или Наталья Иванова — у исследователей есть основания связать историю создания произведения с каждой из этих дам. Происхождение другого источника, литературного, более чем прозрачно. К нему отсылает подзаголовок произведения. Со стансами Байрона, посвященными неизвестной […]...