Анализ стихотворения Блока “Ангел-хранитель”

Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения.

“Мгла” – так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: “светлая невеста”, сестра, дочь и жена.

В первой строке декларируется любовь героя к своему Ангелу, а ниже возникают подробные объяснения причин

высокого чувства. В числе последних – тайна, объединившая двоих, предчувствие “долгой жизни”, неясные ощущения скованности и околдованности. Ряд родовых факторов заканчивается романтической категорией “проклятья семьи”.

Отталкиваясь от разногласий в личных предпочтениях, лирический субъект переходит к социально-нравственным характеристикам: сострадание к униженным соседствует в душе героя с презрением к малодушным и жаждой возмездия, которое должно покарать тиранов.

Следующий эпизод занимает самокритика: слабость и смирение потомка “рабов” противопоставляются силе и “горькой

доле” Ангела.

Тему двойственности судьбы подготавливает антитеза зари и “черной бездны”. За ней следует более эмоциональный контраст между “вольными душами” и “злыми рабами”. Несовместимые категории парадоксальным образом объединяются в лирическом “мы”.

Эффект катахрезы поддерживают четыре риторических восклицания, противоречащих между собой по содержанию.

В финале появляется череда риторических вопросов: неверные очертания будущего вызывают комплекс тревожных предположений. Лирический субъект видит лишь один надежный ориентир, островок постоянства среди зыбких ускользающих пространств. Преодолевать препятствия они будут вдвоем с Ангелом, “навеки” и “неразрывно”.

Завершающая строка, которая строфически выделена на фоне двустиший, возвращает читателя к неизвестным перспективам будущего.

Динамичная и экспрессивная интонация стихотворного текста сочетается с метафоричностью и характеризуется использованием лексики разных стилей – высокого и сниженного бытового. Обилие анафор – прием, напоминающий стилистические принципы лермонтовской “Молитвы” 1829 г. Два произведения объединяет стремление лирического “я” путем самоанализа определить свое жизненное и поэтическое кредо. Лермонтовский герой декларирует потребность быть свободным в жизни и творчестве, герой Блока не мыслит судьбы без своего многоликого ангела.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Ангел-хранитель”