Анализ стихотворения Лермонтова “Мой дом”

В 1830-31 гг. юный автор создает удивительное по философской глубине произведение, которое выбивается из романтической традиции ранней лермонтовской лирики.

С первой строки герой, скиталец и творец, декларирует необъятность художественного пространства, которое ограничено лишь одним условием – присутствием “небесного свода”. Развивая образ дома-Вселенной, лирический субъект продолжает поражать космическими размерами: крыша достигает звезд, а стены разделены не метрами, а дорогой, “далеким путем”.

Дом-“пространство

без границ”, наполненный гармоничными звуками песенных мелодий, становится прибежищем светлых “жильцов” – искренних и чистых душ, которые сохранили “искру жизни”.

Беспредельность масштабов, заданных в первых строфах стихотворения, оказывается категорией относительной. Огромные расстояния преодолимы и понятны для мысленного взора тех, кто руководствуется “чувством правды”. Последнее получает метафорическое наименование “святое вечности зерно”, предоставляя своим обладателям шанс прикоснуться к вневременным ценностям.

Именно для того, чтобы чистые души приблизились

к категориям высокого и бессмертного, божественные силы и создали “прекрасный дом”.

В финальных строках герой-поэт обращается к противоречивому состоянию собственной души, которая обитает в доме-Вселенной. Долгие страдания лирического героя смягчаются ощущением спокойствия, доступного лишь в светлых стенах гармоничного строения.

Медитативный настрой, смысловая завершенность строф, чеканный слог, ямб в пяти – и четырехстопной вариациях, – по своему стилю лермонтовское творение напоминает стансы. Единственным отступлением от жанровых канонов становится нарушение чередования рифмы: вторая и третья строфы начинаются с женской рифмы, а не с мужской, как начальное и заключительное четверостишия.

В “Моем доме” читатель встречается с возвышенно-радостной картиной бытия, в которой земное и небесное гармонично сосуществуют, а не разделены трагическими противоречиями, как в другом лермонтовском творении того же периода – “Земля и небо”. Антитеза между двумя понятиями здесь строится по признакам “знакомое, привычное, родное” – “неведомое, манящее, но страшное”.

Космическая тема, определяющая место человека в вечном мироздании, продолжится в творчестве Тютчева и Фета, Блока и Бунина, Есенина и Рубцова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Мой дом”