Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»
Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С.
Тургенев, присутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не давали покоя, беспрестанно
Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».
Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.
Стихотворение построено на резком контрасте действительности и идеала поэта. Основные
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме настоящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, безжизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоящему дорого и близко:
И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.
Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследователи отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией.
Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враждебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках произведения:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые строфы). Вторая часть — обращение лирического героя к своей милой мечте.
И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.
Стихотворение написано с помощью сочетания шестистопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («пестрою толпою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розовой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фонетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глазами, полными лазурного огня»).
Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его сознания (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиночестве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и грустно…».