Анализ стихотворения Фета “О нет, не стану звать утраченную радость…”



В концепцию художественного пространства усадьбы, разработанную фетовской лирикой, включен образ “доброго, старого сада”. Уютный, обихоженный человеческими руками уголок природы становится сценой для романтических свиданий, наблюдений за естественными трансформациями окружающего мира и внезапных философских открытий. “Знакомые места”, к числу которых прежде всего относится липовая аллея, хранят память о далеких детстве и юности. Сюда возвращается уставший и постаревший герой, сравнивающий себя с блудным сыном.

В стихотворении

1857 г. сквозной образ получает новую трактовку, осмысливаясь в контексте мотивного комплекса грезы, также характерного для фетовской поэтики. Развернутой картине цветущего мира предшествует эмоциональная речь лирического “я”, насыщенная полемическими интонациями. Кажется, что она обращена к насмешливым юношам из текста “Кричат перепела, трещат коростели…”, которые провожают ироническими улыбками странноватого старика.

Бурлящие кровь радости “забывчивой младости” и “безумной любви” – удел молодого поколения. Отдалившись от земных страстей, лирический субъект смирился

с конечностью собственного существования и намерен “без ропота” повиноваться “вечной власти”. Однако у него имеется заветное желание, именуемое “молитвой горячей”.

О каких благах просит герой? Основная часть поэтического текста моделирует условия, которые обеспечили бы идеальный исход земного пути лирического “я”.

Изложение способа гармоничного прощания с жизнью начинается с уступок. Молящийся повторяет, что готов расстаться с увлечениями молодости. Он расценивает грядущую смерть не как трагедию, а как освобождение утомленной “души больной”, которую подобно цепи удерживает бренное тело.

Наконец лирический субъект переходит к описанию сокровенной цели. Ей становится прекрасная картина: цветочный “убор” яблонь и слив, дремлющая над рекой ива, жужжащие пчелы, почти неподвижная воздушная тучка. В перспективе виднеются легкая дымка “голубых холмов” и безмолвная степь.

Живописный пейзаж, основанный на земных деталях, отсылает к архетипическому образу райского сада.

Герой надеется, что в эдемском спокойствии его душа обретет друзей, искренних и чутких. Сравнения с месяцем и вдохновенными песнями муз иллюстрируют положительные качества участников дружеского союза.

Финальный катрен обобщает сказанное. Характеризуя новый статус души, поэт обращается к нейтральной лексеме “переход”, применяя ее вместо “смерть”, которая наделена яркой отрицательной семантикой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Фета “О нет, не стану звать утраченную радость…”