Анализ стихотворения Ахматовой «Хорони, хорони меня, ветер!…»

Весной 1912 года свет увидел дебютный сборник молодой Ахматовой. «Вечер» был опубликован издательством «Цех поэтов» тиражом в три сотни экземпляров. Книга пользовалась у читателей невероятной популярностью. Практически сразу Анна Андреевна стала знаменитостью. В сборник вошли около пятидесяти стихотворений, разбитых на три раздела.

Во вторую часть включена пронзительная миниатюра «Хорони, хорони меня, ветер!..», написанная в 1909 году, во время пребывания поэтессы в Киеве.

Лирическая героиня произведения — женщина предельно

одинокая, что констатируется уже в первых строках. Ей не с кем поговорить, поэтому приходится вести диалог с явлением природы — ветром. После смерти некому ее хоронить, даже родные не пришли проститься.

Одиночество здесь напрямую связывается с желанием обрести полную свободу. Человек, который ни от кого не зависит и ни к чему не привязан, практически всегда обречен на изоляцию. Результат обретения абсолютной свободы, по мысли Ахматовой, — «…труп холодный, и некому руки сложить». Героине остается только просить ветер о последних услугах — закрыть черную рану, прошуметь про ее весну, велеть

голубому туману прочитать псалмы.

С самого начала стихотворения создается мрачная атмосфера, и дело здесь не только в затрагиваемой теме смерти. Стоит обратить внимание на лексику, которую употребляет Ахматова: «труп холодный», «черная рана», «вечерняя тьма». Во второй части третьей строфы настроение несколько меняется. Туман не случайно сопровожден эпитетом «голубой».

Синий цвет и его оттенки в поэзии Анны Андреевны символизируют покой, свет. Далее говорится о псалмах — их в христианской традиции принято читать по усопшим и до погребения, и после. Считается, что процесс этот приносит покойным великую пользу и великое утешение.

Выбирая в качестве собеседника для лирической героини ветер, Ахматова следует традициям русской литературы. Обращения к нему встречаются с древнейших времен. Например, их можно заметить в «Слове о полку Игореве» (знаменитый плач Ярославны).

Подобный прием использует и Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» — с могучим и бесстрашным ветром у него общается королевич Елисей.

Значительная часть стихотворений сборника «Вечер» посвящена трагической любви. По мнению ряда литературоведов, одиночество, выпавшее на долю героини произведения «Хорони, хорони меня, ветер!..», — это как раз результат несчастливо сложившихся отношений с мужчиной.


Анализ стихотворения Ахматовой «Хорони, хорони меня, ветер!…»