Анализ стихотворения Ахматовой “Поэма без героя”
Над итоговым произведением, заслужившим репутацию загадочного и мистического, поэтесса трудилась более двух десятков лет. В сложную и многогранную основную тему – судьбы соотечественников и жизнь страны в первой половине XX в. – включены все важнейшие направления ахматовского творчества. Камерные взаимоотношения влюбленных в ранней лирике, честная и бесстрашная гражданская поэзия позднего периода, петербургские мотивы – все это присутствует в тексте поэмы, все подлежит рефлексии и иногда приобретает новый смысл.
“Поэма без
Этот голос часто напоминает отрывочную речь, переполненную эмоциями, поток сознания медиума, транслирующего воспоминания в процессе спиритического сеанса.
Более верным представляется мнение, которое выдвигает на роль героя образ Времени или Эпохи. Многослойное строение этого образа основано не на обычном поступательном
Финал произведения остается открытым. Портрет “Гостя из будущего”, который не явился героине в новогоднюю ночь, окружен мрачным ореолом, но лишен определенности. Повествование заканчивается трагическим и страдальческим образом женщины-России, измученной страхом и ждущей возмездия.
Тема двойничества, актуальная для ахматовского творчества еще с первых сборников, здесь достигла апогея. В одной из ремарок автор заявляет о трех портретах-отражениях, но последующий текст умножает их количество. Кажется, что “зеркальное письмо” довело число отражений до бесконечности.
Призраки из “адской арлекинады”, навестившие героиню в праздничный вечер, тоже множатся в таинственном зазеркалье.
Необычна и форма поэмы: автор наделил ее элементами пьесы. Ремарки не только определяют место действия, но подробно описывают декорации к каждой части или главе. “Поэма без героя” с рождения “просилась” на сцену, но театральные постановки, созданные на основе произведения, появились лишь в начале XXI в.
- Анализ произведения “ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ” “ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ”; В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова “несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду… Фонтанного дома, под кленом, воспетым ей в “Поэме без героя”;, которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год. В течение этих лет поэтесса не только […]...
- Краткий анализ произведения “Поэма без героя” А. А. Ахматовой В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова “несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду… Фонтанного дома, под кленом, воспетым ей в “Поэме без героя”, которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год. В течение этих лет поэтесса не только дарила друзьям новые […]...
- Анализ произведения “Поэма без героя” Ахматовой А. А Окончательные решения в размышлениях о своем времени, о мире и человеке в нем были найдены Ахматовой в “Поэме без героя”, ставшей для ее автора итогом жизни в поэзии. Сюжетной основой ее первой части, “петербургской повести” “Девятьсот тринадцатый год”, явилась подлинная жизненная драма: не выдержав измены боготворимой им женщины, известной актрисы, очаровательной и непостоянной О. А. […]...
- Личная судьба поэта в произведении Ахматовой “Поэма без героя” Творческим синтезом поэтического развития Ахматовой является “Поэма без героя”, над которой она работала более двадцати лет (1940-1962). Личная судьба поэта и судьба ее “поколения” получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников но и ее родины. Что “Поэму без героя” может постигнуть судьба непонятного или, во всяком случае, не совсем […]...
- “Поэма без героя” Анны Ахматовой. Серебряный век в послереволюционном измерении В “Поэме без героя”, писавшейся в 40-е и последующие годы (всего около 20 лет), Анна Ахматова обратилась ко временам своей молодости – эпохе поэтического “серебряного века”; Здесь причудливо переплетается прошлое и настоящее, дорогие сердцу поэтессы бытовые детали и фантастические образы, легенда и действительность. В первой части поэмы, озаглавленной “Девятьсот тринадцатый год”, сюжет представляет собой историю […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Реквием На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма “Реквием” посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события и Ахматовой. Она провела немало времени в тюремных очередях. Был арестован ее сын. Однако, поэма посвящена не только личным переживаниям поэтессы, но и всем матерям, […]...
- Анализ стихотворения А. Ахматовой “Родная земля” “Родная земля” – одно из стихотворений А. Ахматовой, объединенных темой Родины. Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью: поэт написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако, ему философский смысл. Проследим, как проявляется это в стихотворении. Эпиграфом в “Родной земле” послужила строка известного ахматовского стихотворения “Не с теми я, кто бросил землю”, […]...
- “Мне голос был” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Мне голос был”, написанное в 1917 году, вошло в сборник “Белая гвардия”. В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины. Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В […]...
- Единичная, индивидуальная судьба героя в “Поэме без героя” Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в “Белой стае”, но впоследствии она все усиливалась и усиливалась, переходя иногда в крик отчаяния и нестерпимого страдания. Большое мужество и сила воли придавали нравственным исканиям поэтессы отпечаток своеобразной торжественности и едва ли не библейского проповедничества. В ее любовной лирике […]...
- Поэма А. Ахматовой “Реквием” Главным творческим достижением А. Ахматовой в 30-ые годы 20 века явилась, на мой взгляд, поэма “Реквием”. Над лирическим циклом “Реквием”, позднее названым ею поэмой, Ахматова работала в 1934 – 1940 годах, а затем и в начале 60-х годов. Эта поэма посвящена годам “большого террора” и страданиям репрессированного народа. Л. Озеров писал об этом произведении: “Именно […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Поэма весны” У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны”, созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет до смерти. К этому моменту Заболоцкий уже сумел восстановить свое честное имя и, пройдя через лагеря, добился полной реабилитации. Именно поэтому жизнь представляется автору в весьма […]...
- Анализ стихотворения “Песенка” Ахматовой А. А Лирическая героиня этого стихотворения предстает на первый взгляд простой крестьянкой. Поэтому первые две строфы вызывают в памяти фольклорно-песенные традиции. Фольклорное начало подчеркнуто характерным приемом народной поэзии – смысловым параллелизмом – контрастом в первой строфе: “про любовь пою” – “лебеду полю”. Восходит к народной поэтике и сама заданная ситуация – пение во время работы. Первая строфа […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “В Царском Селе” Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему – память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора. Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина “По аллее проводят лошадок…” В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Песня мира” Произведение вошло в поэтический цикл “Слава миру”, опубликованный в 1950 г. Выходу наиболее противоречивой части ахматовских творений предшествовали трагические события в жизни автора: спровоцированная советскими чиновниками травля в писательских кругах, арест сына и бывшего гражданского мужа. Отчаяние и страх за близких подвигли поэтессу совершить жест лояльности к сталинскому режиму – создать произведения в духе, традиционном […]...
- Анализ стихотворения “Приморский сонет” Ахматовой А. А Итог жизни Ахматова подвела, в частности, “Приморским сонетом” (1958, “Седьмая книга”), имеющим в одной из рукописей название “Последний сонет”. В нем перед лицом недалекой, в представлении автора уже совсем близкой смерти (“Здесь все меня переживет, / Все, даже ветхие скворешни / И этот воздух…”) поэт по-пушкински умудренно приемлет жизнь как таковую, с неизбежным финалом: “И […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Зачем вы отравили воду…” Одно из проявлений высоких гуманистических традиций русской лирики – глубокая мысль о единстве судьбы поэта и гражданина. Содержание ахматовского творения 1935 г. демонстрирует преемственность классической темы. Произведение открывается рядом гневных риторических вопросов. В многочисленных прегрешениях обвиняется адресат – лирическое “вы”. Показателен выбор тематики первых претензий. Стремясь к максимальным обобщениям и строгости, аскетичности стиля, автор обращается […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Многим” Стихотворение “Многим” датировано сентябрем 1922 года и относится к лирике на тему предназначения поэта и поэзии. В самом начале героиня произведения обозначает свой необычный статус. Себя она называет голосом толпы, жаром ее дыхания, отражением лица. Чтобы ни случилось, как бы ни было тяжело, отказа от возложенной миссии никогда не будет. В ахматовском тексте можно увидеть […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Творчество” В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы. Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала […]...
- “Белой ночью” анализ стихотворения Ахматовой Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния – поистине “ахматовское” стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, – “Белой ночью”. Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем ( Гумилевым, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Все расхищено, предано, продано…” Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…” было написано А.А. Ахматовой в 1921 году. События революции, гражданской войны стали для поэта новой, тревожной и горькой страницей в истории России. И все эти события нашли отражение в ее творчестве. Утрата устойчивости мира, давящая пустота, безысходность, чувство горечи – такова атмосфера […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Ива” В 1940 году Ахматова написала стихотворение “Ива”. Ему предпослан эпиграф из творчества Пушкина, одного из любимых поэтов Анны Андреевны: “И дряхлый пук дерев…”. Взят он из незавершенного лирического произведения “Царское Село”. И в лирике Ахматовой, и в лирике Пушкина Царское Село появляется достаточно рано. Александр Сергеевич связывает его главным образом с периодом обучения в Лицее, […]...
- Структура “Поэмы без героя” Ахматовой “Поэма без героя” создавалась на протяжении многих лет. “Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,- пишет о ней Ахматова, – в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника еще осенью один небольшой отрывок. “Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный и темный день, моей последней ленинградской […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Когда в тоске самоубийства…” Существует общепринятое мнение о том, что Анна Ахматова является лирической поэтессой. Действительно, широкую популярность в литературных кругах ей принесли любовные стихи, благодаря которым был разрушен один из наиболее прочных стереотипов о том, что внутренний мир женщины не отличается богатством и разнообразием. Тем не менее, существует и другая Ахматова, которая обладает жестким и непримиримым характером. Она […]...
- Историзм в “Поэме без героя” Ахматовой По первому впечатлению поэма представляется странно-прихотливой игрой воображения, где твердая, будничная, материальная явь причудливо смешивается с гротескными, полубредовыми видениями, обрывками снов, скачками воспоминаний, смещениями времен и эпох, где многое призрачно и неожиданно зловеще. Общий колорит поэмы вызывает в памяти создававшийся одновременно с нею “Пролог” (“Сон во сне”), в частности то его место, где говорится: Пусть […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Голос памяти” На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Черная вилась дорога Творчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их духовной составляющей являлось признаком дурного тона. Видимо, по этой причине Анна Ахматова никогда не афишировала свои религиозные взгляды, хотя в наши дни можно с уверенностью […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Уединение” В сентябре 1917 года в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой под названием “Белая стая”. Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты. В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Наследница” В начале 1920-х годов Чуковский прочел лекцию “Две России”. Впоследствии она стала основой для его статьи “Ахматова и Маяковский”. Корней Иванович назвал Анну Андреевну бережной наследницей всех богатств дореволюционной словесной культуры России. Среди ее литературных предков он обозначил Пушкина, Баратынского, Анненского. В творчестве поэтессы Чуковский обнаружил “ту душевную изысканность и прелесть, которые даются человеку веками […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Учитель” На творчество Анны Ахматовой значительное влияние оказало сразу несколько поэтов, среди которых был и Иннокентий Анненский. Он не был знаком с юной поэтессой, однако Ахматова считала его своим духовным наставником. Поэтому неудивительно, что в 1944 году она посвятила этому замечательному педагогу и литератору стихотворение под названием “Учитель”. История этого произведения весьма необычна, так как оно […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. “Белая ночь” – одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений – возможности прошлого, настоящего и будущего, сходящиеся как химические элементы в постоянно меняющихся гибридных комбинациях с непредсказуемыми свойствами – как основа человеческого опыт рассматривается как важное […]...
- “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” было написано Анной Ахматовой в 1917 году – году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: все больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании. Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени […]...
- Анализ стихотворения “Творчество” Ахматовой А. А В “Творчестве” (1936), первом стихотворении цикла “Тайны ремесла” (“Седьмая книга”), как бы вслед за пушкинской “Осенью” описывается творческий процесс поэта, в данном случае, естественно, собственный ахматовский. Его предваряет “какая-то истома”, задерживают на себе внимание разные звуки: бой часов, стихающий гром, наконец, чудятся человеческие голоса, “неузнанные и пленные”, – уже знакомые нам мотивы чьего-то голоса и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…” Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, – “Нам свежесть слов и чувства простоту…”. В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась […]...
- Поэма о судьбе человека и Родины (поэма С. Есенина “Анна Снегина”) Большая поэма Сергея Есенина “Анна Снегина” явилась своего рода итогом творчества поэта, который сам считал ее своим лучшим произведением. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и, как настоящий поэт-пророк, предчувствуя беду, словно предупреждает об опасности, грозящей России, всему русскому народу и судьбе отдельной личности. Тема поэмы “Анна Снегина” тесно связана с […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости…” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- “Мне ни к чему одические рати…” анализ стихотворения Ахматовой “Мне ни к чему одические рати…” – программное стихотворение Ахматовой. Его очень часто цитируют. При этом не только в работах, посвященных Анне Андреевне, но и в трудах, относящихся к другим литературным деятелям и поэзии вообще. История создания Стихотворение написано в 1940 году, включено в цикл “Тайны ремесла”. Помимо него туда входят еще девять лирических произведений, […]...
- Анализ стихотворения “Я пришла к поэту в гости…” Ахматовой А. А “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости… ” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я не любви твоей прошу В 1914 году известная поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение “Я не любви твоей прошу…” . На фоне ряда других своих произведений – строки этого стихотворения выглядят несколько непритязательно. Однако, область искренних чувств, а также тема поэтического творчества – оба эти направления наглядно проявились в данном произведении поэтессы. Читая первые строки, становится ясно, что перед нами […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница” В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]...