Анализ стихотворения Ахматовой “Песня о песне”

Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ “Музы-сестры” или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким взором кажется простой, подобной земным девушкам: в произведении ” Муза ушла по дороге…” крупный план изображения захватывает смуглые ноги богини, мокрые от осенней росы. Однако несомненна и мощь ее высокой силы, перед которой меркнут слава, молодость и свобода.

Таинственная власть загадочной гостьи заставляет лирическую героиню с замиранием сердца ждать ее прихода в ночной тишине.

Отдельные детали творческого процесса нашли отражение в произведении 1916 г. Приход и воздействие вдохновения, преображающего жизненные впечатления поэта в художественный текст, – этой теме посвящены первые два катрена стихотворения. Лирическая героиня сравнивает силу творческого волнения с обжигающим порывом “ветерка студеного”. Еще одно сравнение указывает на результат таинственного действа: его итогом становится “слеза соленая”, которая порождает грусть в сердце – легкую, но незабываемую.

Третий катрен насыщен библейскими аллюзиями, восходящими к притче о сеятеле, и литературными реминисценциями, связанными с известным древним сюжетом. Категорическая формула “Я только сею” определяет роль, предначертанную высоким призванием лирической героини. Последняя совершает широкий и щедрый жест: она не против отдать другим более легкую и благодарную задачу – сбор жатвы.

Впервые в русской традиции классический образ поэта, сеятеля или жнеца, переосмысливается в рамках гендерных установок: за героиней идет “рать” поклонниц и последовательниц. Тема перекликается с содержанием остроумной ахматовской эпиграммы, где полушутливо обозначена одна из заслуг автора: “Я научила женщин говорить”.

Мотив молитвы, первоначально обозначенный обращением к божественной силе, развивается в финальном катрене. Здесь лирическое “я” опирается на другую библейскую аллюзию, связанную со священной природой слова, которое бессмертнее любви. Героиня, наделенная высоким даром словотворчества, желает вознести благодарность Богу – за красоту дольнего мира и драгоценный талант.

Сокровенная суть поэтического ремесла раскрывается в стихотворении ” Творчество”, отделенном от анализируемого текста двумя десятками лет. В нем также подчеркивается внеземная природа процесса, трактуемого как письмо под диктовку неведомых сил.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Песня о песне”