Анализ стихотворения Есенина “Над окошком месяц. Под окошком ветер…”

Стихотворение “Над окошком месяц. Под окошком ветер…” датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии. Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил Сергей Александрович там около недели, которая была наполнена множеством событий.

То время – самый разгар сенокоса. С погодой повезло – стояли теплые, сухие деньки. Практически каждый день Есенин проводил вне дома. Он активно помогал отцу с заготовкой сена.

Как-то уехал на двое суток вместе с рыбацкой артелью. Меланхолия, которой пропитано стихотворение, может быть связана уже с августовским самочувствием Сергей Александровича. Тогда вместе с Софьей Андреевной Толстой он проживал в Баку. Врачи подозревали у него туберкулез.

Есенин постоянно кашлял, сильно похудел, был задумчив и грустен.

Основное средство художественной выразительности, использованное в произведении “Над окошком месяц. Под окошком ветер…” – антитеза. Прошлое противопоставлено настоящему. Когда-то лирический герой был счастлив.

Взаимная любовь окрыляла его, рождала музыку в душе. С течением времени все изменилось. Теперь для милой сердцу женщины он ничего не значит.

Тальянка (разновидность гармони), на которой герой когда-то играл, сейчас звучит в руках другого человека. Ее одинокий голос кажется одновременно и родным, и бесконечно далеким. Здесь рождается вторая важная для текста антитеза.

Свое Есенин противопоставляет чужому.

В стихотворении раскрывается тема времени. В его первых строках упомянуты вечные явления, которым тысячи лет, – месяц и ветер. Меняется жизнь лирического героя, но они остаются неизменными. Все повторяется в мире.

Давным-давно с тальянкой ходил персонаж произведения. Сейчас на ней играет другой молодой человек.

Как и немалая часть лирики Есенина, стихотворение “Над окошком месяц, под окошком ветер…” отличается песенным характером. Для создания особой мелодичности Сергей Александрович использует вопросительные (“Где ты моя липа? Липа вековая?”) и назывные (“Под окошком ветер”) предложения, однородные члены предложения в качестве сказуемых (“Облетевший тополь серебрист и светел”).

Недаром произведение легло в основу около десятка музыкальных композиций. Среди их авторов – представители разных жанров – ВИА “Орэра”, ансамбль “Радуница”, трио “Реликт”, П. И. Майборода.



Анализ стихотворения Есенина “Над окошком месяц. Под окошком ветер…”