Анализ стихотворения Пастернака «Ветер»

В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением — романом «Доктор Живаго». Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по литературе. Советские власти приняли масштабный труд писателя без восторгов.

Более того — началась травля Пастернака, продолжавшаяся до самой его смерти в 1960 году.

Роман заканчивается сборником, включающим в себя двадцать пять стихотворений. Согласно сюжету, они принадлежат перу главного героя — Юрия

Андреевича Живаго. Под восьмым номером в тетради расположился «Ветер». Текст представляет собой не просто короткую пейзажную зарисовку, локальную картину.

Борис Леонидович рисует перед читателями огромный весенний мир. Это свойственно и ранней лирике Пастернака — он предпочитал описывать кусок живой природы, отражая в нем все мироздание. Что же изменилось с годами?

В позднем творчестве поэт цельность бытия начал выражать и подчеркивать в большей степени. Кроме того, в стихотворениях последних лет Борис Леонидович обрел высшую гармонию, приведя в равновесие чувства и мысли.

В романе «Доктор

Живаго» важную роль играют два образа: сада и леса. Первый считается кольцевым. Книга начинается описанием кладбищенского огорода. Тетрадь стихотворений Юрия Андреевича завершается » Гефсиманским садом».

Круг замыкается. Что касается образа леса, то он упоминается чаще как в прозаической части, так и в стихотворной. Появляется он и в анализируемом тексте. Пастернак упоминает лес, состоящий из сосен.

Издавна это дерево считалось олицетворением возрождения природы, жизненной силы, бессмертия. Через образ сосны можно подойти к философской составляющей произведения. Основная тема стихотворения «Ветер» — тема смерти, воспринимаемая через призму просветленной мудрости. Физическая гибель — не есть завершение пути.

Смерть преодолевается в духе чуда, что соотносится с христианской тематикой многих текстов, вошедших в тетрадь Живаго. Здесь появляется мотив поэта и поэзии. Гений может воздействовать на человечество мгновенно, словно быстрее времени, как Петр Великий, Ленин. В основу «Ветра» положен другой тип чуда — спокойное присутствие стихотворца в будущем, как в случае с Пушкиным.

Позднее творчество Пастернака — приятие и преодоление смерти, проходящее под знаком утешения и мудрости.


Анализ стихотворения Пастернака «Ветер»