Житейские воззрения Кота Мурра характеристика образа Крейслера



Крейслер – музыкант, воплощающий в себе все особенности натуры, которую автор определяет этим словом, противопоставляя ее филистерству, иронически охарактеризованному фразой: “Хорошие люди, но плохие музыканты”. К. – фигура во многом автобиографическая. Кроме отдельных моментов детства (годы в доме дядюшки, препятствовавшего музыкальным склонностям мальчика, о чем рассказывает герой в “Житейских воззрениях Кота Мурра”), многие более значительные факты его жизни прямо восходят к биографии его создателя.

Ради заработка

К. вынужден слушать скверные голоса бездарных девиц и быть свидетелем того, как “наряду с чаем, пуншем, вином, мороженым и пр. всегда подается немножко музыки, которая поглощается изящным обществом с таким же удовольствием, как и все остальное”. Ему приходится даже принять должность капельмейстера при княжеском дворе, что, естественно, ущемляет его свободу, необходимую для творческой деятельности. Драматичная судьба человека с тонкой артистической душой, оказавшегося на положении своего рода слуги тех, кто принимает музыку лишь как дань моде, приносит К. тяжелейшие страдания, которые автор называет “музыкальными”.
В этом противостоянии жизненной позицией К. становится ирония – игра его богатого и свободного духа.

Вначале он таким образом защищает искусство, иронизируя в ответ на самоуверенную критику невежд, рассуждающих о каком-либо творении великого мастера, или на потуги горе-сочинителей, воображающих себя талантами. Но затем в иронию выливается у К. болезненное чувство диссонанса со всей окружающей его повседневностью. Все ее нормы и законы он воспринимает иначе, чем заурядные личности, и те не скрывают, что он мешает им самим своим существованием. Его особый мир составляет творчество; в этом мире он представляет высшую власть, наделяя каждую ноту особым значением, выражая в каждой мелодии важные для него понятия.

К. – музыкант-“судья”, как он сам себя называет, и музыкант-философ. Погружение в море звуков для него не только райская благодать, с этим связаны и адские муки – ощущение тех скрытых сторон человеческого бытия, о которых даже не подозревают “хорошие люди, но плохие музыканты”. Ему дана особая радость и особая боль, и средством преодоления этой боли у него тоже является ирония – ирония над самим собой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Житейские воззрения Кота Мурра характеристика образа Крейслера