Метаморфозы характеристика образа Арахна

Арахна – персонаж 6-й книги “Метаморфоз”. История А. известна только в изложении Овидия и относится к ряду сюжетов о соперничестве людей с богами (ср. в “Метаморфозах” мифы о Марсии и Ниобе и др.). А. из лидийского города Гипепы, первая среди людей в искусстве ткачества, бросает вызов Минерве (Афине).

Та вступает с А. в состязание. Каждая из соперниц начинает ткать покрывало, помещая на нем изображения мифологических сюжетов, которые должны служить обоснованием ее правоты. Аргументация Минервы сводится к назидательным примерам

наказанной человеческой дерзости – на покрывале вытканы фигуры людей, которых боги лишили человеческого облика за попытку соперничать с ними. Покрывало А. тоже посвящено метаморфозам, но не людей, а богов, принявших звериные обличья ради того, чтобы соблазнить земных женщин.

Защита А., таким образом, построена на “обличеньи пороков небесных”. К моральной правоте (боги коварно ведут себя со смертными и потому не заслуживают благочестивого отношения) добавляется успех в самом предмете спора: мастерство А. не уступает искусству Минервы. Разгневанная богиня не может этого отрицать, но и признать не желает.

Она

рвет ткань А. и бьет соперницу челноком. А., не снеся позора, вешается, но Минерва вынимает ее из петли и превращает в паука. Таким образом, история повесившейся ткачихи двояко отражена в образе паука, вечно висящего на сплетенной им самим паутине.

Миф об А. – единственный у Овидия случай спора смертного с богом, в котором притязания спорящего обоснованны. Возможно, с этим связано некоторое снижение образа Минервы: превращая А. в паука, она, подобно смертной колдунье, прибегает к “Гекатиным зельям”, в то время как обычно для того, чтобы метаморфоза совершилась, достаточно одного желания божества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Метаморфозы характеристика образа Арахна