“Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная” (А. С. Пушкин)



Прекрасным является время, проведенное в компании хорошей книги, или за изучением научных статей; ознакомлением с записанными речами и с эссе великих писателей, мыслителей, ученых. Не менее интересным можно назвать и прочтение их биографий, которое, вкупе с анализом наиболее значимых из их творений, дают возможность понять, как зарождались, двигались к своей совершенной отточенности их великие мысли.

Возьмем творчество М. Ю. Лермонтова – во многом новатор, этот юный гений, впервые вводит в русскую литературы ноты трагичного отчаянья,

отрешенности, глубокой печали, дополненного рефлексией и циничным отношением к жизни.

Известно, что этот талантливый человек погиб на дуэли, не дожив и до 30-ти лет. Любой, кто хоть сколько-то знаком с его биографией и творчеством понимает, что в 1841 году этот мир преждевременно покинул великий писатель, поэт и новатор.

Но мотивы смерти присутствуют в стихах и прозе Михаила Юрьевича практически на протяжении всей его недолгой жизни. За годы до трагической дуэли он не только предчувствовал свою гибель, но и воспринимал это как закономерное явление, являющееся следствием той жизни, которую он вел. От ранних

стихотворений (“Выхожу один я на дорогу”, “Мой дом”, “Дума), и до наиболее крупного и в плане объема и в плане значимости прозаического произведения “Герой нашего времени” – везде прослеживается философия и мироощущение автора.

Он – человек с мнением и взглядами на жизнь резко отличающимся от своих современников; он – страдалец, родившийся не в свой век. Вместе с тем, он хочет оставить для потомков свои плодовитые мысли. Можно утверждать, что Печорин из “Героя нашего времени” в некоторой степени является отражением самого Лермонтова.

Оба юны, оба находятся в поисках смысла бытия. И автор, и его герой чувствуют себя чужими среди обычных людей. Им свойственна душевная боль и терзания и в детстве и в юности.

Поэтому вдвойне интереснее наблюдать явные параллели в жизни автора и его героя.

Схожие мотивы можно найти и в творениях А. С. Пушкина, однако Александру Сергеевичу свойственно было по-иному воспринимать окружающий мир, также как и место индивидуума в контексте всего, что есть и было на земле. Творчеству Пушкина свойственны мотивы любви, дружбы, стремлению к свободе; постоянно прослеживается жизнеутверждающее начало, восхищение женской красотой (и душевной, и физической). Написанный в довольно юном возрасте роман в стихах “Евгений Онегин” содержит в себе посыл о бесценности каждой человеческой жизни. О том, сколь важны в характерах людей такие качества как искренность и чистота.

А также, о том, что чувства захватывают власть над личностью. Эти же мысли проходят и через все остальные большие и малые произведения автора. Причем философия эта не стояла на месте, она развивалась с новыми работами А. С. Пушкина, находила новые, более совершенные формы выражения.

Способность подробно рассмотреть философию одного великого автора от того, как эта совокупность мыслей появилась в ранних произведениях и затем – развивалась в совершенные формы, является полезным и увлекательным времяпрепровождением.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная” (А. С. Пушкин)