Клоп характеристика образа Присыпкина Ивана

Присыпкин Иван (Пьер Скрнпкин) – главный герой комедии; в списке действующих лиц значится как “бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених”. Персонаж иллюстрирует тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и мещанского быта на несознательную и идейно нестойкую часть пролетариата. Действие первой половины пьесы происходит в Тамбове.

П., который в годы военного коммунизма был активистом и членом партии, в период нэпа ощущает потребность в отдыхе “у тихой речки”. Он намерен жениться на нэпманской дочке Эльзевире

Ренессанс, фамилия которой содержит явную политическую аллегорию.(“возрождение” буржуазного уклада); при этом П. отвергает прежнюю возлюбленную – “работницу” Зою Березкину, не только поступая по-человечески непорядочно, но и совершая классовое предательство. Зоя покушается на самоубийство, но остается жива.

Перед свадьбой П. (который даже свою плебейскую фамилию заменил “изящным” именованием “Пьер Скрипкин”) берет урок “хороших манер” у своего нового приятеля и наставника Олега Баяна (“самородок, из домовладельцев”). Во время “красной” свадьбы Присыпкина и Эльзевиры

перепившиеся гости начинают драться. Возникает пожар; слишком поздно вызванные пожарные пытаются залить пламя, но дом рушится и погибают все, кроме Присыпкина, который оказывается в подвале вмерзшим в лед и таким образом сохраняется в течение нескольких десятилетий как бы в слое “вечной мерзлоты”. Действие второй половины комедии происходит уже через пятьдесят лет, в 1979 г. – в утопическом коммунистическом обществе.

Строители случайно обнаруживают глыбу льда с телом Присыпкина. Его доставляют в Институт человеческих воскрешений, и после всесоюзного радиоголосования принимается решение: “Воскресить”. Пережившая полвека Зоя Березкина также присутствует при эксперименте. Воскресший Присыпкин понимает, что попал в иной, чуждый ему мир; единственное “кровно” родное существо – клоп, выживший и воскрешенный вместе с ним.

Естественно, с клопом отождествляется сам герой (ср. название комедии). Как величайшую научную ценность клопа бережно водворяют в зоосад. Однако для его питания нужен “донор”; узнав об этом, тоскующий Присыпкин сам отправляется в зоосад и поселяется в клетке.

Директор зоосада поясняет посетителям: “Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые “клопус нормалис” и… и “обывателиус вульгарис”. Оба водятся в затхлых матрасах времени.
“Клопус нормалис”, разжирев и упившись на теле одного человека, падает под кровать.
“Обывателиус вульгарис”, разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница!”

Увидев экскурсантов, Присыпкин обращается к ним с патетическим монологом, который на деле адресован зрительному залу: “Граждане! Братцы! Свои! Родные!

Откуда? Сколько вас? Когда же вас всех разморозили?

Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Клоп характеристика образа Присыпкина Ивана