Художественный анализ стихотворения “Бородино”

Гениальное стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное в 1837 году, – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях. Историческое значение “Бородино” состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории. .У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И – главное – его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего.

В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на “случаи” и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность.

В нем отдельное, частное объединено общей идеей. Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему. Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, “Бородино” Лермонтова является автобиографией народного подвига.

Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата – это то, что он видит все – видит историю.

Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании. Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы.

Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого – все святая простота, правда, естественность.

Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от “я” к “мы”, что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое “я” рассказчика перерастает в “мы”, не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:

Забил снаряд я в пушку туго, И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою…

И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: “я” рассказчика слилось с массой атакующих: Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны. В этой поэме замечательно все – как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз…

Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, – и в этом “ликовал” уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве. Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического перенапряжения солдата перед смертным, неотвратимым боем. Это – уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: “Бородино” Лермонтова – зерно “Войны и мира”, то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле. Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны.

В “Бородине” поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово “русский”: “русские штыки”, “русский бой удалый, наш рукопашный бой”; слово “родина” звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв – образ Москвы, олицетворяющей всю страну.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Художественный анализ стихотворения “Бородино”